| ||||||||
|
| |||||||
5 класс. Рабочая программа. Литература.
«Утверждаю». Директор школы _______________ / М.Д. Султанова./ «_____» ________________ 2013 г.
«Согласовано». Заместитель директора по УВР ________________ /Кулова Г.А../ «_____» ________________ 2013 г
«Согласовано». Руководитель МО________________ Протокол № ___ от «_____» ________________ 2013 г.
Рабочая программа по литературе для учащихся 5 класса среднего общего образования (базовый уровень) на 2013-2014 учебный год
учитель русского языка и литературы - Кайбалдиева С.А. (высшая квалификационная категория) Учебник:Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шапчикова В.М. и др. под ред. Ланина Б.А.Литература 5 класс. В двух частях.Москва«Вентана-Граф», 2012год.
Адаптируется на основе примерных программ:
Серия «Стандарты второго поколения». Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы, М.: «Просвещение», 2011 год. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Аннотация: суть программы, на кого рассчитана. Согласно требованиям к метапредметным результатам в программе последовательно выдерживается направленность на обучение поиску и селективной обработке учебной информации; на формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности). В основу программы положен принцип вовлечения учащихся в литературно-творческую и читательскую деятельность с использованием системы методов и приемов работы с ресурсами Интернета. Настоящая программа по русскому языку адресована «Ахтубинской средней общеобразовательной школе», 5 классу обучающихся. Особенность по отношению к ФГОС ООО. Программа по литературе для 5 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы (Серия «Стандарты второго поколения». Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы, М.: «Просвещение», 2011 год). В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, с особенностями ООП, образовательных потребностей и запросов обучающихся нашей школы, преемственность с примерными программами для начального общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Концепция (основная идея программы). Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь). Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге. Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения. Обоснованность (актуальность, новизна, значимость). В «Пояснительной записке» раскрываются особенности каждого раздела программы, преемственность ее содержания с важнейшими нормативными документами и содержанием программы для начального образования; дается общая характеристика курса литературы, его места в базисном учебном плане. Особое внимание уделяется целям изучения курса литературы, его вкладу в решение основных педагогических задач в системе основного общего образования, а также раскрытию результатов освоения обучаемыми программы по литературе на ступени основного общего образования. В какую образовательную область входит данный учебный предмет. Предмет «Литература» в соответствии с ФГОС входит в предметную область «Филология». Общие цели учебного предмета для ступени обучения: 1. Расширить литературную эрудицию, вводя в круг чтения доступные пониманию подростков произведения разных жанров, созданные отечественными и зарубежными авторами. 2. Заложить основные умения читательской деятельности (восприятие, анализ, интерпретация, оценка). 3. Подвести к постижению истоков и природы литературы как феномена духовной культуры и способа познания действительности, жизни, человека. 4. Содействовать интеллектуально- нравственному и мировоззренческому развитию личности. 5. Формировать гуманистическое толерантное сознание, способность понимать себя и других. 6. Поддерживать стремление выразить себя в слове. 7. Обучать общению с Интернетом как современным средством решения познавательных, читательских, коммуникативных и творческих задач. Сроки реализации программы.
Программа реализуется в течение одного года.
Основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы.
Основные критерии отбора художественных произведений: · Художественная ценность · Гуманистическая направленность · Позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям · Культурно-исторические традиции
В программу включены произведения устного народного творчества и литературы XIX—ХХ веков, причем не только традиционные для школы, но и те, что ранее не изучались. Дидактический аппарат учебника литературы направлен на восстановление в памяти учащихся пройденного материала и раскрытие его связи с новым, а также на развитие самостоятельной мысли учеников: «докажи...», «сравни...», «рассмотри...», «найди...» Вопросы и задания являются разноуровневыми по своей трудности. Большое внимание уделяется практике чтения: вслух и про себя, классному и домашнему. Программа обогащена целым рядом новых произведений русской классики, современных писателей с целью воспитывать у учащихся любовь и привычку к чтению, а также расширять и углублять жизненный и художественный опыт учеников. Содержание программы соответствует психологическим особенностям детей. Разнообразие произведений, авторов, рубрик способствует развитию индивидуального читательского вкуса и тем самым – становлению личностного самосознания школьников. Произведения, рекомендуемые для чтения и изучения, постепенно становятся более сложными по охвату жизненного материала, по образной системе, нравственно-эстетической проблематике. Программа полностью обеспечивает учебную деятельность школьников на уроке и дома. Новизна и «плюс» в том, что в него включены и те произведения, которые в последнее время не издавались или выпускались недостаточными тиражами (Л.А.Кассиль «Кондукт и Швамбрания», С.П. Алексеев «История крепостного мальчика», Мустай Карим, Ф.А.Искандер, В.Г.Губарев). Произведения подобраны таким образом, что удовлетворяют разный читательский вкус. Структурно-содержательные особенности программы по Литературе для 5–9 классов(учебник под ред. Ланина Б.А.). Iэтап (5 – 6 классы). Этап знакомства с литературой как искусством слова, видом творчества и феноменом духовной культуры, этап накопления читательского опыта учащихся. IIэтап (7 – 8 классы).Этап развития литературного вкуса. IIIэтап (9 класс). Этап формирования представления о нравственно-этических традициях русской литературы, её художественных открытиях. IVэтап (10 – 11 классы).Этап познания закономерностей литературы как особого вида творчества, постижения произведения в его целостности. К каждому классу программы по литературе Б.А. Ланина предлагается список литературы, рекомендованной для внеклассного чтения как из русской литературы, так и из зарубежной, – «Круг чтения». Программа по литературе Ланина Б.А., Устиновой Л.Ю. построена на сочетании концентрического (в основной школе), историко-литературного (в старшей школе), хронологического и жанрового принципов, утвердившихся в отечественной методике литературного образования. Ведущая тема. 5 кл. – художественный вымысел, событие и сюжет. 6 кл. – от истоков литературы – к литературным жанрам. 7 кл.– литература и действительность. 8 кл.– литература в поисках героя. 9 кл.– личность – история – судьба. 10 – 11 кл.– литература XIX– XX веков в её историческом развитии Реализация программы предполагает максимальное включение учащихся в самостоятельную творческую деятельность. Особое внимание общению в малых группах на уроках литературы и «медленному чтению».
Предполагаемые результаты. В результате изучения литературы ученик должен знать: 1. содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению; 2. наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору); 3. основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков; 4. основные теоретико-литературные понятия.
В результате изучения литературы ученик должен уметь: 1. работать с книгой; 2. определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров; 3. выявлять авторскую позицию; 4. выражать свое отношение к прочитанному; 5. выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения; 6. владеть различными видами пересказа; 7. строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; 8. участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
Общая характеристика учебного предмета, курса. Программа по литературе для 5 классасоставлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, а также в соответствии с рекомендациями Примернойпрограммы (Серия «Стандарты второго поколения». Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы, М.: «Просвещение», 2011 год). Общие цели и задачи основного общего образования с учетом специфики учебного предмета. Учебники содержат методический аппарат, формирующий различные коммуникативные умения школьников; вопросы и задания на сопоставление словесного, графического и кинематографического образов; организует проектную деятельность школьников. Программа предполагает развивать у учащихся следующие составляющие 1. «Культурно-навигационные» навыки, позволяющие свободно ориентироваться в литературных текстах, представленных в печатном (книжном, газетно-журнальном) и электронном форматах. 2. Навыки поиска экспертных оценок: мнения учителей, критиков, родителей, новостной информации и т.д. – и опираться на них. 3. Умение публиковать в Интернете собственные заметки, рецензии, отзывы, сочинения, дневники. 4. Навыки в специфическом чтении и составлении Интернет-текстов (графическое выделение важных для автора слов и фраз, гипертекстовые контекстные ссылки, позволяющие найти нужную информацию). Запланированы вопросы и задания на сопоставление словесного, графического и кинематографического образов. Их содержание направлено на деятельностный подход, предполагающий включение школьников в самостоятельный поиск истины. Организуется проектная деятельность школьников. Характер вопросов и заданий позволяет развивать творческие и исследовательские навыки школьников; постепенно, не форсируя усилий, подготовиться к ГИА и ЕГЭ. Система проектной деятельности учащихся позволяет шаг за шагом формировать основные компетенции, приучать к самостоятельному литературному поиску, к различным приемам работы с информацией, с библиотеками – книжными и электронными. В самостоятельной работе формируются интерес к предмету, любовь к литературе, а также литературный вкус – основа шкалы эстетических ценностей. Произведения зарубежной литературы даются во взаимосвязи с русской классикой. Русская литературная классика стала в предлагаемых учебниках основой для понимания современной литературы. Постоянно предлагают ученику вопросы на повторение и закрепление. Конечно, новое – основа учебы, но повторение и закрепление придают знаниям прочность, помогают подготовиться к будущим экзаменам. Особая роль отводится пониманию социальной и культурной роли литературной критики, формированию умения работать с литературно-критическими статьями. Программа расширяет литературную эрудицию учащихся; учит воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать художественный текст; подводит школьников к пониманию литературы как феномена духовной культуры.
Специфика предмета: Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества. Технологии, методики: · уровневая дифференциация; · проблемное обучение; · информационно-коммуникационные технологии; · здоровьесберегающие технологии; · система инновационной оценки «портфолио»; · технология дистанционного обучения (участие в дистанционных эвристических олимпиадах); · коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)
· Содержание учебников полностью соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта по литературе. Курс литературы в УМК под ред. Б.А. Ланина направлен на включение обучающихся в литературно-творческую и читательскую деятельность с использованием системы методов и приёмов работы с ресурсами Интернета. Интернет используется не только как источник информации, но и как стимул к изучению литературы. Новые информационные технологии позволяют каждому желающему ученику увидеть свои тексты опубликованными. Стратегия программы также даёт возможность школьникам не только научиться выражать своё отношение к прочитанным литературным произведениям, но и сверять своё мнение с оценками других: сверстников, учителей, литературных критиков, писателей.
· Реализация программы предполагает максимальное включение учащихся в самостоятельную творческую деятельность. Методы обучения: · ОБЪЯСНИТЕЛЬНО-ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ; · ПРОБЛЕМНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ; · ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВЫЙ; · ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ Виды деятельности: · восприятие, · истолкование, · оценку литературных произведений, · различные типы речевых высказываний (пересказы, ответы на вопросы, изложения, сочинения на литературную тему, отзывы и рецензии и др.). Все перечисленные виды деятельности учащихся связаны с чтением литературных произведений и обращены к их тексту, рассчитаны на выявление понимания идейного смысла и художественного своеобразия текста, предполагают свободное речевое высказывание школьников. Количество учебных часов Данная программа рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю). Обучение ведётся по учебнику Ланина Б.А., Устиновой Л.Ю., Шапчиковой В.М. и др. под ред. Ланина Б.А.Литература 5 класс.В двух частях.Москва«Вентана-Граф» 2012 г.
Место предмета «Литература» в базисном учебном плане БМОУ «Ахтубинская средняя общеобразовательная школа». Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант № 1) предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объеме 455 ч, в том числе: в 5 классе — 105 ч, в 6 классе — 105 ч, в 7 классе — 70 ч, в 8 классе — 70 ч, в 9 классе — 105 ч. Обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования предусматривает ресурс учебного времени в объеме 455 ч, в том числе в 5классе – 105 часов (3 часа в неделю)
Результаты освоения учебного предмета. Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются: Устное народное творчество Выпускник научится: • осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приемам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и ее интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм); • выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народа, формирования представлений о русском национальном характере; • видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин; • учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения; • целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях; • определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию; • выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок «устного рассказывания»; • пересказывать сказки, четко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приемы; • выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной; • видеть «необычное в обычном», устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку. Выпускник получит возможность научиться: • сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов); • рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор; • сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии; • сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера; • выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками; • устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия). Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература Выпускник научится: • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле «читательских ассоциаций», отбирать произведения для чтения; • воспринимать художественный текст как произведение искусства, «послание» автора читателю, современнику и потомку; • определять актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения; • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя свое к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации; • определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями; • анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя свое отношение к прочитанному; • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах; • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах; • работать с разными источниками информации и владеть основными способами ее обработки и презентации. Выпускник получит возможность научиться: • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста; • дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию; • сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их.
Диагностический, итоговый и текущий контроль уровня литературного образования · Групповая и индивидуальная диагностика уровня литературного развития учащихся в начале года и выявление его последующей динамики · Проверка усвоения навыков выразительного чтения, развития элементов исполнительской интерпретации литературного произведения в чтении наизусть, по ролям, инсценировании текста · Различные формы пересказа как средство выявления навыков разговорной монологической речи и понимания сюжета произведения, характеров героев · Письменное монологическое высказывание как форма диагностики уровня письменной речи и понимания основных аспектов содержания произведения · Уроки-консультации по руководству проектной деятельностью; зачеты, семинары и др. формы развивающего контроля качества литературного образования и развития учащихся.
Учебно-тематический план.
Учебно-методический комплект: 1.Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шапчикова В.М. и др. под ред. Ланина Б.А.Литература 5 класс. В двух частях.Москва«Вентана-Граф», 2012 г. 2. Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шапчикова В.М. Литература. Рабочая тетрадь. В двух частях.Москва «Вентана-Граф», 2012 г. Дополнительная учебная литература 1. Агафонова М.И. Литература. Тесты 5 – 8 классы. – Москва: Дрофа, 2000. 2. Бельская Л.Л. Литературные викторины. – М.: Просвещение, 2005. 3. Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. - Москва: ВАКО, 2004. 4. Егорова Н.В. Поурочные разработки 5 класс. - М.: Вако, 2007. 5. Зинина Е.А. Сборник заданий для проведения экзамена в 5 классе. - Просвещение, 2006. 6. Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 1997. 7. Колганова Т.А. Литература. Сборник упражнений: 5 класс. – М.: Радиус, 1999. 8. Мордес Е.М. Искать, пробовать, обучать… Нетрадиционные уроки по русскому и литературе. 5 – 11 классы. - Волгоград: Учитель, 2002. 9. Обернихина Г.А. Как написать сочинение в 5 классе? 5 – М.: Наука, 2003. 10. Семенова А.Н. Русская литература в вопросах и заданиях. – М.: ВЛАДОС, 2006.
Справочные пособия 1. Грубер Е.И. Этимологический словарь русского языка. – Москва: Локид-Пресс, 2007. 2. Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки. - М., 1963. 3. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Просвещение, 1998. 4. Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М.: Просвещение, 1997. 5. Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000. 6. Михайлова О.А. Орфоэпический словарь русского языка. - Екатеринбург: Фактория, 2006. 7. Срезневский И.И. Словарь древнерусского языка. - М.: Книга, 1989. 8. Чернец Л.В. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 2005. 9. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х томах. – М.: Астрель. АСТ, 2004. 10. Шанский Н.М. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Дрофа, 2007.
| ||||||||
| ||||||||
Дата последнего обновления страницы 23.11.2017 Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |