5 класс. Рабочая программа. Литература.

 


Бюджетное муниципальное  общеобразовательное учреждение «Ахтубинская средняя общеобразовательная школа»

 

 «Утверждаю».

Директор школы  _______________ / М.Д. Султанова./

«_____» ________________ 2013  г.

 

  «Согласовано».

Заместитель директора по УВР

________________ /Кулова Г.А../

«_____» ________________ 2013  г

 

 «Согласовано».

Руководитель МО________________

Протокол № ___ от

«_____» ________________ 2013  г.

 

 

Рабочая программа по литературе  для учащихся  5 класса  среднего общего образования    (базовый уровень) на 2013-2014 учебный год

 

 

 

 

 

учитель русского языка  и литературы  - Кайбалдиева С.А.

                                      (высшая квалификационная категория)

Учебник:Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шапчикова В.М. и др. под ред. Ланина Б.А.Литература  5 класс. В двух частях.Москва«Вентана-Граф», 2012год.

 

 

Адаптируется  на основе  примерных  программ:

 

Серия «Стандарты второго поколения». Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы, М.: «Просвещение», 2011 год.

                                                                                ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

 

 

Аннотация: суть программы, на кого рассчитана.

Согласно требованиям к метапредметным результатам в программе последовательно выдерживается направленность на обучение поиску и селективной обработке учебной информации;  на формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности).

 В основу программы  положен принцип вовлечения учащихся в литературно-творческую и читательскую деятельность с использованием системы методов и приемов работы с ресурсами Интернета.

Настоящая программа по русскому языку адресована «Ахтубинской  средней общеобразовательной школе», 5 классу обучающихся.

Особенность по отношению к ФГОС  ООО.

Программа по литературе для 5 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы (Серия «Стандарты второго поколения». Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы, М.: «Просвещение», 2011 год).

            В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования,  с особенностями ООП, образовательных потребностей и запросов обучающихся нашей школы, преемственность с примерными программами для начального общего образования.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

   Концепция (основная идея  программы).

         Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

                    Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися.   Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

     Обоснованность (актуальность, новизна, значимость).

В «Пояснительной записке» раскрываются особенности каждого раздела программы, преемственность ее содержания с важнейшими нормативными документами и содержанием программы для начального образования; дается общая характеристика курса литературы, его места в базисном учебном плане. Особое внимание уделяется целям изучения курса литературы, его вкладу в решение основных педагогических задач в системе основного общего образования, а также раскрытию результатов освоения обучаемыми программы по литературе на ступени основного общего образования.

В какую образовательную область входит данный учебный предмет.

Предмет «Литература» в соответствии с ФГОС входит в предметную область «Филология».

Общие цели учебного предмета для ступени обучения:

1. Расширить литературную эрудицию, вводя в круг  чтения доступные пониманию подростков произведения разных жанров, созданные отечественными и зарубежными авторами.

2. Заложить основные умения читательской деятельности (восприятие, анализ, интерпретация, оценка).

3. Подвести к постижению истоков и природы литературы как феномена духовной культуры и способа познания действительности, жизни, человека.

4. Содействовать  интеллектуально-  нравственному и   мировоззренческому   развитию личности.

5. Формировать гуманистическое толерантное сознание, способность понимать себя и других.

6. Поддерживать стремление выразить себя в слове.

7. Обучать общению с Интернетом как современным средством решения познавательных, читательских, коммуникативных и творческих задач.

Сроки реализации программы.

 

       Программа реализуется в течение одного года.

 

Основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы.

 

Основные критерии отбора художественных произведений:

·         Художественная ценность

·         Гуманистическая направленность

·         Позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям

·         Культурно-исторические традиции 

 

     В программу включены произведения устного народного творчества и литературы XIX—ХХ веков, причем не только традиционные для школы, но и те, что ранее не изучались. Дидактический аппарат учебника литературы направлен на восстановление в памяти учащихся пройденного материала и раскрытие его связи с новым, а также на развитие самостоятельной мысли учеников: «докажи...», «сравни...», «рассмотри...», «найди...» Вопросы и задания являются разноуровневыми по своей трудности. Большое внимание уделяется практике чтения: вслух и про себя, классному и домашнему.

Программа обогащена целым рядом новых произведений русской классики, современных писателей с целью воспитывать у учащихся любовь и привычку к чтению, а также расширять и углублять жизненный и художественный опыт учеников.

Содержание программы соответствует психологическим особенностям детей.

Разнообразие произведений, авторов, рубрик способствует развитию индивидуального читательского вкуса и тем самым – становлению личностного самосознания школьников. Произведения, рекомендуемые для чтения и изучения, постепенно становятся более сложными по охвату жизненного материала, по образной системе, нравственно-эстетической проблематике.

Программа  полностью обеспечивает учебную деятельность школьников на уроке и дома. Новизна и «плюс» в том, что в него включены и те произведения, которые в последнее время не издавались или выпускались недостаточными тиражами (Л.А.Кассиль  «Кондукт и  Швамбрания», С.П. Алексеев «История крепостного мальчика», Мустай  Карим, Ф.А.Искандер, В.Г.Губарев).

Произведения подобраны таким образом, что удовлетворяют разный читательский вкус.

Структурно-содержательные особенности программы по Литературе  для 5–9 классов(учебник под ред. Ланина Б.А.).

Iэтап (5 – 6 классы). Этап знакомства с литературой как искусством слова, видом творчества и феноменом духовной культуры, этап накопления читательского опыта учащихся.

IIэтап (7 – 8 классы).Этап развития литературного вкуса.

IIIэтап (9 класс). Этап формирования представления о нравственно-этических традициях русской литературы, её художественных открытиях.

IVэтап (10 – 11 классы).Этап познания закономерностей литературы как особого вида творчества, постижения произведения в его целостности.

К каждому классу программы  по литературе Б.А. Ланина предлагается  список литературы, рекомендованной

для внеклассного чтения как из русской  литературы, так и из зарубежной, –  «Круг чтения».

Программа по литературе   Ланина Б.А., Устиновой Л.Ю. построена на  сочетании концентрического (в основной школе),  историко-литературного (в старшей школе),  хронологического и  жанрового принципов, утвердившихся в отечественной методике литературного образования.

Ведущая тема.

5 кл. – художественный вымысел, событие и сюжет.

6 кл. – от истоков литературы – к литературным жанрам.

7 кл.– литература и действительность.

8 кл.– литература в поисках героя.

9 кл.– личность – история – судьба.

10 – 11 кл.– литература XIX– XX веков в её историческом развитии

Реализация программы предполагает максимальное включение  учащихся в самостоятельную творческую деятельность. Особое внимание общению в малых группах на уроках литературы и «медленному чтению».

 

Предполагаемые результаты.

В результате изучения литературы ученик должен знать:

1.     содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

2.     наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

3.     основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

4.     основные теоретико-литературные понятия.

 

В результате изучения литературы ученик должен уметь:

1.     работать с книгой;

2.     определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

3.     выявлять авторскую позицию;

4.     выражать свое отношение к прочитанному;

5.     выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

6.     владеть различными видами пересказа;

7.     строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

8.     участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

 

Общая   характеристика учебного предмета, курса.

Программа по литературе для 5 классасоставлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, а также в соответствии с рекомендациями Примернойпрограммы (Серия «Стандарты второго поколения». Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы, М.: «Просвещение», 2011 год).

Общие цели и задачи основного общего образования с учетом специфики учебного предмета.

Учебники содержат методический аппарат, формирующий различные

коммуникативные умения школьников; вопросы и задания на сопоставление

словесного, графического и кинематографического образов; организует

проектную деятельность школьников.

Программа предполагает развивать у учащихся следующие составляющие
современной учебной и читательской деятельности.

1. «Культурно-навигационные» навыки, позволяющие свободно ориентироваться в литературных текстах, представленных в печатном (книжном, газетно-журнальном) и электронном форматах.

2. Навыки поиска экспертных оценок: мнения учителей, критиков, родителей, новостной информации и т.д. – и опираться на них.

3. Умение публиковать в Интернете собственные заметки, рецензии, отзывы, сочинения, дневники.

4. Навыки в специфическом чтении и составлении Интернет-текстов (графическое выделение важных для автора слов и фраз, гипертекстовые контекстные ссылки, позволяющие найти нужную информацию).

Запланированы  вопросы и задания   на сопоставление словесного, графического и кинематографического образов.

Их содержание направлено на  деятельностный подход,  предполагающий включение школьников в самостоятельный поиск истины. Организуется проектная деятельность школьников. Характер вопросов и заданий позволяет развивать творческие и исследовательские навыки школьников; постепенно, не форсируя усилий, подготовиться к ГИА и ЕГЭ. Система проектной деятельности учащихся позволяет шаг за шагом формировать основные компетенции, приучать к самостоятельному литературному поиску, к различным приемам работы с информацией, с библиотеками – книжными и электронными. В самостоятельной работе формируются интерес к предмету, любовь к литературе, а также литературный вкус – основа шкалы эстетических ценностей.  Произведения зарубежной литературы даются во взаимосвязи с русской классикой. Русская литературная классика стала в предлагаемых учебниках основой для понимания современной литературы. Постоянно предлагают ученику вопросы на повторение и закрепление. Конечно, новое – основа учебы, но повторение и закрепление придают знаниям прочность, помогают подготовиться к будущим экзаменам.

Особая роль отводится пониманию социальной и культурной роли литературной критики, формированию умения работать с литературно-критическими статьями. Программа  расширяет литературную эрудицию учащихся; учит

воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать художественный текст; подводит школьников к пониманию литературы как феномена духовной культуры. 

 

Специфика предмета:

Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Технологии, методики:

·         уровневая дифференциация;

·         проблемное обучение;

·         информационно-коммуникационные технологии;

·         здоровьесберегающие технологии;

·         система инновационной оценки «портфолио»;

·         технология дистанционного обучения  (участие в дистанционных эвристических олимпиадах);

·         коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)

 

 

·         Содержание учебников полностью соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта по литературе.   Курс литературы в УМК под ред. Б.А. Ланина направлен на включение обучающихся в литературно-творческую и читательскую деятельность с использованием системы методов и приёмов работы с ресурсами Интернета. Интернет используется не только как источник информации, но и как стимул к изучению литературы. Новые информационные технологии позволяют каждому желающему ученику увидеть свои тексты опубликованными. Стратегия программы также даёт возможность школьникам не только научиться выражать своё отношение к прочитанным литературным произведениям, но и сверять своё мнение с оценками других: сверстников, учителей, литературных критиков, писателей.

 

·         Реализация программы предполагает максимальное включение учащихся в самостоятельную творческую деятельность.

Методы обучения:

·         ОБЪЯСНИТЕЛЬНО-ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ;

·         ПРОБЛЕМНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ;

·         ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВЫЙ;

·         ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

Виды деятельности:

·         восприятие,

·         истолкование,

·         оценку литературных произведений,

·         различные типы речевых высказываний (пересказы, ответы на вопросы, изложения, сочинения на литературную тему, отзывы и рецензии и др.).

Все перечисленные виды деятельности учащихся связаны с чтением литературных произведений и обращены к их тексту, рассчитаны на выявление понимания идейного смысла и художественного своеобразия текста, предполагают свободное речевое высказывание школьников.

Количество учебных часов

Данная программа рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю). Обучение ведётся по учебнику Ланина Б.А., Устиновой Л.Ю., Шапчиковой В.М. и др. под ред. Ланина Б.А.Литература  5 класс.В двух частях.Москва«Вентана-Граф» 2012 г.

 

Место предмета «Литература» в базисном учебном плане БМОУ «Ахтубинская средняя общеобразовательная школа».

Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант № 1) предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объеме 455 ч, в том числе: в 5 классе — 105 ч, в 6 классе — 105 ч, в 7 классе — 70 ч, в 8 классе — 70 ч, в 9 классе — 105 ч.

Примерная программа по литературе для основного общего образования отражает инвариантную часть и рассчитана на 400 ч. Вариативная часть программы составляет 55 ч (12% времени от общего количества часов, предусмотренных в базисном учебном плане) и формируется авторами рабочих программ.

Обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования предусматривает ресурс учебного времени в объеме 455 ч,  в том числе  в  5классе – 105 часов (3 часа в неделю)

 

Результаты освоения  учебного предмета.

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты:
Литература для 5–9 классов под ред. Ланина Б.А.

 Устное народное творчество

Выпускник научится:

• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приемам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и ее интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народа, формирования представлений о русском национальном характере;

• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;

• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

• выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок «устного рассказывания»;

• пересказывать сказки, четко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приемы;

• выявлять в сказках характерные художественные приемы и на  этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

• видеть «необычное в обычном», устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.

Выпускник получит возможность научиться:

• сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;

• сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;

• сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;

• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми

установками;

• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература

Выпускник научится:

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле «читательских ассоциаций», отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, «послание» автора читателю, современнику и потомку;

• определять  актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя свое к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя свое отношение к прочитанному;

• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать  с разными источниками информации и владеть основными

способами ее обработки и презентации.

Выпускник получит возможность научиться:

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой

природе художественного текста;

• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их

художественную и смысловую функцию;

• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера,

аргументировано оценивать их.

 

Диагностический, итоговый и текущий контроль уровня литературного образования

·         Групповая и индивидуальная диагностика уровня литературного развития учащихся в начале года и выявление его последующей динамики

·         Проверка усвоения навыков выразительного чтения, развития элементов исполнительской интерпретации литературного произведения в чтении наизусть, по ролям, инсценировании текста

·         Различные формы пересказа как средство выявления навыков разговорной монологической речи и понимания сюжета произведения, характеров героев

·         Письменное монологическое высказывание как форма диагностики уровня письменной речи и понимания основных аспектов содержания произведения

·         Уроки-консультации по руководству проектной деятельностью; зачеты, семинары и др. формы развивающего контроля качества литературного образования и развития учащихся.

 

 

 

Учебно-тематический план.

Содержание

Кол-во часов

Развитие речи

Внеклассное чтение

 

Введение

 

Фольклор

 

Мифы

 

Басни

 

Литературные сказки

 

От сказки к фантастике

 

Среди ровесников

 

Наедине с поэтом

 

Круг чтения.  Резервные часы

 

ИТОГО

 

   1

 

   8

 

   5

 

   6

 

  22

 

  5

 

  37

 

  16

 

  5

 

   105

 

 

 

 

 

 

 

 

  1

 Учебно-методический комплект:

        1.Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шапчикова В.М. и др. под ред. Ланина Б.А.Литература  5 класс. В двух    частях.Москва«Вентана-Граф», 2012 г.

         2. Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шапчикова В.М. Литература. Рабочая тетрадь. В двух частях.Москва  «Вентана-Граф», 2012 г.

Дополнительная учебная  литература

1.     Агафонова  М.И. Литература. Тесты 5 – 8 классы. – Москва: Дрофа, 2000.

2.     Бельская  Л.Л. Литературные викторины.  – М.: Просвещение, 2005.

3.     Егорова  Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. - Москва:  ВАКО, 2004.

4.     Егорова  Н.В. Поурочные разработки 5 класс. -  М.: Вако, 2007.

5.     Зинина Е.А. Сборник заданий для проведения экзамена в 5 классе. - Просвещение, 2006.

6.     Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 1997.

7.     Колганова Т.А. Литература. Сборник упражнений: 5 класс. – М.: Радиус, 1999.

8.     Мордес  Е.М. Искать, пробовать, обучать… Нетрадиционные уроки по русскому и литературе. 5 – 11 классы. - Волгоград: Учитель, 2002.

9.      Обернихина Г.А. Как написать сочинение в 5  классе? 5 – М.: Наука, 2003.

10.                        Семенова А.Н. Русская литература в вопросах и заданиях. – М.: ВЛАДОС, 2006.

 

Справочные пособия

1.     Грубер Е.И. Этимологический словарь русского языка. – Москва:  Локид-Пресс, 2007.

2.     Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки. - М., 1963.

3.     Крысин  Л.П.  Толковый  словарь  иноязычных  слов. – М.: Просвещение,  1998.

4.     Крысин  Л.П.  Школьный  словарь  иностранных  слов. – М.: Просвещение, 1997.

5.     Ожегов  С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.

6.     Михайлова О.А. Орфоэпический словарь русского языка. - Екатеринбург:  Фактория, 2006.

7.     Срезневский И.И. Словарь древнерусского языка. - М.: Книга, 1989.

8.     Чернец Л.В. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 2005.

9.     Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х томах. – М.: Астрель. АСТ, 2004.

10.                        Шанский Н.М.  Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Дрофа, 2007.