№
п/п |
Система уроков
(тема и цель урока) |
Дидактическая
модель
обучения |
Педагогические
средства,
формы |
Вид деятельности
учащихся.
Творческие
и индивидуальные
задания |
Планируемый результат и уровень освоения.
Компетенции |
НРК |
Дом |
Информационно- методическое обеспечение |
|
Учебно-познавательная |
Информационная |
|
Базовая
программа |
Продвинутый
уровень |
|
дата |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
|
Введение ( 1 час) |
|
1 |
Введение. Литература и история.
Ц е л и: дать представление об образности как отличительном признаке художественной литературы, литературе как искусстве слова |
Объяснительно-иллюстративная.
Опорные записи, материалы из учебника истории, иллюстрации, репродукции (из каб. МКХ) |
Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация, составление тезисов лекции, плана статьи, пересказ |
Групповая |
З н а т ь: понятие «художественная литература»
У м е т ь: составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа (П).
Продуктивный уровень: К., СП. |
Сочинение-миниатюра (попытка создать свой художественный образ) (Т).
Продуктивный уровень: К., СП. |
Умение перефразировать мысль; владение монологической и диалогической речью |
|
С.3-4, повт. УНТ |
М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах. (М., 2000). Читаем, думаем, спорим: книга для самостоятельной работы уч-ся по литературе. 8 кл. / сост. Г. И. Беленький. (М., 1995) |
|
Устное народное творчество (2 часа) |
|
2 |
Устное народное творчество. Отражение жизни народа в народных песнях. Лирические и исторические песни. Частушка как песенный жанр
Цели: повторить жанры УНТ, показать особенности жанра народной песни, развивать навыки выразительного чтения, навыки анализа текста |
Объяснительно-иллюстративная.
Опорные записи, материалы из учебника истории, иллюстрации, репродукции (из каб. МКХ) |
Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация |
Групповая |
З н а т ь: образную природу словесного искусства.
У м е т ь: составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа (П).
Продуктивный уровень: К., СП. |
Сочинение-миниатюра (попытка создать свой художественный образ) (Т).
Продуктивный уровень: К., СП. |
Умение перефразировать мысль; владение монологической и диалогической речью |
|
Написать частушку, сделать иллюстрацию к народной песне |
М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах. (М., 2000). Читаем, думаем, спорим: книга для самостоятельной работы уч-ся по литературе. 8 кл. / сост. Г. И. Беленький. (М., 1995) |
|
3 |
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Цели: раскрыть особенности содержания и художественной формы преданий, сопоставить предания с историческими песнями и другими жанрами фольклора. |
Объяснительно-иллюстративная.
Опорные записи, материалы из учебников литературы и истории, иллюстрации, репродукции картин |
Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация |
Коллективная. Групповая |
З н а т ь: содержание песен и приданий.
У м е т ь: анализировать образы , определять тематику и проблематику произведения.
Продуктивный уровень: К., СП. |
У м е т ь: самостоятельно делать выводы, анализировать
Продуктивный уровень: К., СП. |
Владение монологической и диалогической речью |
” |
пересказ |
М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах. (М., 2000). Дидактические материалы для
8 кл. “Читаем, думаем, спорим |
|
Из древнерусской литературы (2 часа) |
|
4 |
Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского»
Цели: развить понятие о древнерусской литературе, расширить представление об особенностях житийного жанра, ознакомить с текстом «Повести…» |
Поисковая.
Картина
П. Корин «Александр Невский» |
Организация совместной учебной деятельности |
Групповая |
З н а т ь: содержание и историческую основу “Повести о житии … Александра Невского»”.
Уметь: объяснять смысл понятия «духовная литература», раскрывать духовно-идейное содержание, сравнивать житие с УНТ |
Использование материала с уроков ИЗО, МХК.
Восстановить по тексту путь пре |
Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью |
|
Подг. Сообщ
Соч-рассуждение. |
Т. М. Степанова Учить не учительствуя.
|
|
5 |
«Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века. Действительные и вымышленные события. Особенности поэтики бытовой сатирической повести Цели: показать идейно-художественное своеобразие «Повести…»как сатирического произведения, описания иллюстраций, развивать навыки анализа текста, навыки монологичской речи и выразительного чтения, реализация межпредметных связей с ИЗО |
Поисковая.
Картины
П. Корина, Г.Семирадского, В.Серова. |
Беседа по вопросам, комментарии учителя, описание иллюстраций, выразительное чтение по ролям |
Групповая |
З н а т ь: определение сатирической повести, содержание и историческую основу “Повести о Шемякином суде»”
Уметь: находить приемы сатирического изображения, жанровые особенности сатирической повести. |
Использование материала с уроков ИЗО, МХК.
Восстановить по тексту путь пре |
Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью |
|
Подг. Разв ответ |
Т. М. Степанова Учить не учительствуя.
|
|
Из литературы 18 века. (4 часа) |
|
6 |
Д. И. Фонвизин. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Понятие о классицизме. Речевые характеристики главных героев как средство создания комического
Ц е л и: познакомить с творчеством Д. И. Фонвизина; раскрыть особенности классицистической драматургии |
Объяснительно-иллюстративная.
Опорные записи, материалы из учебников литературы и истории, иллюстрации, репродукции картин |
Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация |
Коллективная. Групповая |
З н а т ь: содержание пьесы, черты классицизма.
У м е т ь: анализировать образы комедии, определять тематику и проблематику произведения.
Продуктивный уровень: К., СП. |
У м е т ь: самостоятельно делать выводы, анализировать конфликт комедии.
Продуктивный уровень: К., СП. |
Владение монологической и диалогической речью |
|
Подг. Рассказ о судьбе Стародума, выписать афоризмы, отв на вопросы |
М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах. (М., 2000). Дидактические материалы для
8 кл. “Читаем, думаем, спорим” |
|
7 |
Анализ эпизода комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» (по выбору учителя). Особенности анализа эпизода драматического произведения. Основные правила классицизма в драматическом произведении
Цель: раскрыть идеалы Стародума, гуманистический пафос комедии |
Объяснительно-иллюстративная.
Опорные записи, материалы из учебников литературы и истории, иллюстрации, репродукции картин |
Рассказ, чтение по ролям, самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование текста |
Коллективная. Групповая |
Уметь: анализировать текст, называть персонажей, выражающих авторскую оценку, объяснять, как каждый из них оказывается в поместье Простаковой, давать характеристику героям |
Уметь подбирать синонимы к ключевым понятиям рассуждений положительных героев: добродетель, благочестие, добронравие. |
|
|
|
Золотарева И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. — М.: НАКО, 2004.
|
|
8 |
РР. Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе XVIII века» (на примере 1—2 произведений)
Цель: обучение составлению плана, использованию цитатного материала |
Объяснительно-иллюстративная.
Опорные записи, материалы из учебников литературы и истории, иллюстрации, репродукции картин |
Сообщение |
Коллективная. Групповая |
Уметь: отбирать литературный материал для сочинения |
Уметь находить отражение в комедии идей Просвещения |
Рассуждение на тему «Митрофан – зеркало Простаковой» |
|
Дописать сочинение |
|
|
Из русской литературы 19 века (30 часов) |
|
9 |
И. А. Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз», их историческая основа. Мораль басен. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков
Цели: расширить знания учеников о баснописце и его баснях, развивать навыки анализа текста, выразительного чтения |
Объяснительно-иллюстративная.
Портрет И.А.Крылова, иллюстрации к басням |
Викторина, рассказ учителя, беседа, выразительное чтение |
Групповая |
З н а т ь: основные этапы жизненного пути И.А. Крылова, особенности жанра баснен и их содержание .
У м е т ь: воспринимать и анализировать текст; определять жанр литературного произведения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою (П). |
Мини-сочинение по морали одной из басен? (Т).
Продуктивный уровень: К., ЦО. |
Умение развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, используя цитатный материал. Владение монологической и диалогической речью |
И |
Выучить наизусть |
. В. Золотарева. Поурочные разработки.
8 кл. (М.: ВАКО, 2004. –
314 с.) |
|
10 |
И. А. Крылов — поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца. Отражение в баснях таланта Крылова — журналиста, музыканта, писателя, философа
Ц е л ь: формировать навык написания сочинения на заданную тему |
Исследовательская |
Самостоятельная работа над сочинением |
Индивидуальная |
З н а т ь: содержание прочитанного произведения.
У м е т ь: выбрать жанр сочинения, составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать написанное. |
У м е т ь: писать сочинения в жанре проблемной аналитической статьи.
Творческий уровень: К., Р. |
Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему |
М ”.
А. А. Крундешев. Как работать над сочи- |
|
. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах. (М., 2000). Дидактические материалы для
8 кл. “Читаем, думаем, спорим |
|
11 |
К. Ф. Р ы л е е в. Думы К. Ф. Рылеева. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей. Тема расширенния русских земель. Образ Ермака Тимофееиича. Дума Рылеева и народное предание «О покорении Сибири Ермаком»: сопоставительный анализ. Понятие о думе. Характерные особенности жанра. Народная песня о Ермаке на стихи К. Ф. Рылеева
Цели: ознакомить учеников с личностью К.Ф. Рылеева, дать понятие о жанре думы, развивать навыки выразительного чтения |
Объяснительно-иллюстративная.
Портрет К.Ф. Рылеева, иллюстрации к «Думам…» |
Анализ творческих работ, рассказ учителя, выразительное чтение |
Индивидуальная |
З н а т ь: содержание прочитанного произведения.
У м е т ь: выбрать жанр сочинения, составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать написанное. |
У м е т ь: писать сочинения в жанре проблемной аналитической статьи.
Творческий уровень: К., Р. |
Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему |
М ”.
А. А. Крундешев. Как работать над сочи- |
|
. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах. (М., 2000). Дидактические материалы для
8 кл. “Читаем, думаем, спорим |
|
12 |
А. С. Пушкин. Его отношение к истории и исторической теме в литературе. Стихотворения «Туча», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «19 октября». Их основные темы и мотивы. Особенности поэтической формы
Цель: познакомить с историей создания стихотворений |
История: историко- биографический комментарий (две встречи с А.П.Керн). Русский язык: словарная работа: какое значение вкладывает Пушкин в слово «гений»? лать вывод о не- обходимости знания словаря эпохи. Музыка: романс М.И.Глинки «Я помню чудное мгновенье. ..»:
|
|
|
Знать: историю создания стихотворения; уметь определять тему стихотворе- ния, находить и объяснять значе- ние музыки любви (звуковые и лексические повторы, повтор строк, сквозные рифмы), роль художествен- но-выразительных средств, вырази- тельно читать
|
|
|
|
|
|
|
13 |
А. С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина (на основе изученного в 6—7 классах)» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14 |
А. С. Пушкин. «История Пугачева» (отрывки). История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя. Отношение к Пугачеву народа, дворян и автора
Ц е л и (на всю тему): должны иметь представление об исторической основе романа, о жанре, композиции, идейном содержании, системе характеров (углубить понятие о художественном образе-характере), средствах характеристики персонажей (портрете, пейзаже, речи героя
и т. д |
Объяснительно-иллюстративная.
В/ф “Писатели России. Пушкин” (19 мин), использование материала урока истории о Пугачевском восстании |
Беседа, работа с книгой |
Групповая, фронтальная |
З н а т ь: основные факты жизни и творческого пути А. С. Пушкина; исторические источники; содержание изучаемого произведения.
У м е т ь: владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному произведению; выявлять авторскую позицию (П).
Продуктивный уровень: К., СП. |
У м е т ь: делать сообщение о Пугачевском восстании, о работе Пушкина над образом Пугачева (отрывки из
“Истории Пугачевского бунта”
А. С. Пушкина).
Продуктивный уровень: К., ЛС. |
Использование различных видов чтения. Владение монологической и диалогической речью |
|
Читать повесть, характеристика Гринева |
К. П. Лахостский. Пушкин в школе. (Л., 1959).
И. В. Золотарева. Поурочные разработки. 8 кл. |
|
15 |
А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке Ц е л и: определить жанровые особенности произведения; проследить по тексту этапы формирования характера Петра Гринева – молодого русского дворянина |
Объяснительно-иллюстра-тивная |
Аналитическая беседа; работа с текстом |
Групповая |
З н а т ь: содержание изучаемого произведения; этапы формирования характера героя.
У м е т ь: владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному произведению; Выделять смысловые части текста (П).
Продуктивный уровень: К., СП. |
У м е т ь: рассуждать о роли отца, матери, Савельича в воспитании Петруши Гринёва.
Сообщения:
– Первые жизненные испытания
П. Гринёва.
– Что такое милосердие? (Т). Продуктивный уровень: К., СП. |
Владение основными видами публичных выступлений; следование этическим нормам и правилам ведения диалога |
|
3-5 гл., рассказ о жизни Гринева |
М. И. Гильдельсон. Капитанская дочка: комментарии. (Л., 1977).
Альбом
“А. С. Пушкин” |
|
16 |
Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич
Ц е л и: проследить по тексту путь духовного становления главного героя; его отношения с людьми |
Объяснительно-иллюстративная |
Аналитическая беседа; работа с книгой |
Групповая |
З н а т ь: содержание изучаемых глав в тексте; систему художественных образов повести.
У м е т ь: владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по вопросам; давать характеристику героям (П).
Продуктивный уровень: К., СП. |
Письменный ответ “Как и почему изменилось отношение Гринёва к своему пребыванию в крепости?” (Т).
Продуктивный уровень: К., СП. |
Владение основными видами публичных выступлений; следование этическим нормам и правилам ведения диалога |
|
6-7 гл, пересказ о падении Белогорской крепости, словарь устар. слов |
Б. И. Турьянская, Е. В. Комиссарова. Литература в 8 кл.: урок за уроком. (М.: Русское слово, 2000) |
|
17 |
Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина
Ц е л и проверить знание устаревших слов: сформировать представление о двух героях повести – Гринёве и Швабрине, их поступках и мотивах поведения; выделить основные проблемы |
Поисковая.
Фрагмент из х/ф “Капитанская дочка” |
Проблемные задания |
Групповая |
З н а т ь: содержание изучаемых глав в тексте; систему художественных образов.
У м е т ь: сопоставлять эпизоды текста и сравнивать героев; выражать свое отношение к поступкам героев; выявлять авторскую позицию (П).
Продуктивный уровень: К., СП. |
Сообщение:
– Роль пейзажа и интерьера в художественном тексте;
– Роль эпиграфа в повести (Т).
Продуктивный уровень: К., СП. |
Владение основными видами публичных выступлений; следование этическим нормам и правилам ведения диалога |
|
Гл. 8-12, подг. Разв. ответы, найти эпизоды, cв. с Пугачевым |
Б. И. Турьянская, Е. В. Комиссарова. Литература в 8 кл.: урок за уроком. (М.: Русское слово, 2000) |
|
18 |
Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке
Ц е л и: выявить способыыыы и средства характеристики героев, создать условия для раскрытия смысла названия повести; отметить душевное богатство, нравственную чистоту, народную основу образа |
Объяснительно-иллюстра-тивная.
Фрагмент из х/ф “Капитанская дочка” |
Аналитическая беседа |
Групповая |
З н а т ь: содержание изучаемых глав в тексте; систему художественных образов.
У м е т ь: владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания; выражать свое отношение к поступкам героев; участвовать в диалогах (П).
Продуктивный уровень: К., СП. |
Инсценировка отрывков из романа. Найти в тексте “зеркальные сцены” (Т)..), продолжать совершенствовать навык составления сравнительной характеристики персонажей, уметь выбирать тему сочинения, определять ее границы, аргументированно, по плану ее раскрывать
Продуктивный уровень: К., СП. |
Владение монологической и диалогической речью. Умение развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, используя цитатные материал |
|
13-14 гл, подг. Хар-ки Маши и Швабрина |
И. В. Золотарева. Поурочные разработки. 8 кл. (М.: ВАКО, 2004) |
|
19 |
Гуманизм и историзм А. С. Пушкина в романе «Капитанская дочка». Историческая правда и художественный вымысел. Особенности композиции. Фольклорные мотивы. Понятие о романе и реалистическом произведении. Подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Ц е л и: раскрыть смысл названия повести, доказать, что образ Маши Мироновой – нравственный идеал Пушкина, развивать навыки анализа текста, умение обобщать и систематизировать материал |
Исследовательская.
Репрдукция картины С. Герасимова к повести |
Самостоятельное планирование и проведение исследования, пересказ, беседа , описание иллюстраций |
Групповая |
З н а т ь: исторические сведения о Пугачевском восстании; содержание изучаемого произведения, его проблематику. У м е т ь: характеризовать особенности сюжета, композиции; выявлять авторскую позицию и свое отношение к прочитанному (П).
Продуктивный уровень: К., СП. |
Рассуждения::
– Почему сложились особые отношения у Гринёва и Пугачева?
– “Зеркальные” сцены в романе (Т) Продуктивный уровень: К., СП. |
Владение монологической и диалогической речью; умение развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства |
|
Подг. к итоговому уроку, инд. задания |
В. Н Катасонов. Тема чести и милосердия в повести Пушкина “Капитанская дочка”. (ЛВШ,
№ 6, 1991) |
|
20 |
А. С. Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга. Композиция повести: смысл названия, эпиграфов, символических и фантастических образов, эпилога |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
21 |
Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
22 |
М.Ю. Лермонтов. Воплощение исторической темы в творчестве Лермонтова
Ц е л и: дать представление об основных фактах биографии поэта и особенностях его поэтической манеры; познакомить с особенностями историзма, эволюции подхода к истории в творчестве Лермонтова, обобщение ранее изученного. |
Объяснительно-иллюстра-тивная.
В/ф “С Лермонтовым в Кисловодске”, романс Рубинштейна и Варламова “Горные вершины”, портреты Лермонтова |
Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация |
Групповая |
З н а т ь: основные факты жизни и творчества М. Ю. Лермонтова.
У м е т ь: определять род и жанр литературного произведения; выразительно читать произведение, в том числе выученные наизусть отрывки; соблюдать нормы литературного произношения; выражать свое отношение к прочитанному (П).
Продуктивный уровень: К., ЛС |
Рассуждения:
– Сравнение как основной композиционный прием в стихотворениях поэта (Т).
Продуктивный уровень: К., ЛС. |
Осознанное и беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смысло-вого анализа текста |
|
Прочитать поэму «Мцыри» |
З. Я. Рез. Лермонтов в школе. (М., 1963)
И. В. Золотарёва. Поурочные разработки.
8 кл. (М.: ВАКО, 2004) |
|
23 |
М.Ю. Лермонтов «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Воспитание в монастыре
Ц е л и: создать условия для понимания поэтического сюжета, сосредоточенного на передаче внутренних переживаний, ощущений человека, его чувств и настроений; познакомить с историей создания, композицией, идейно-тематическим и художественным содержанием поэмы |
Объяснительно-иллюстративная.
О. Тактанишвили. Симфоническая поэма “Мцыри”, иллюстрации к поэме |
Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация, выразительное чтение, словарная работа |
Групповая |
З н а т ь: содержание изучаемого произведения.
У м е т ь: анализировать поэтический текст; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС; выразительно читать стихотворения (П).
Продуктивный уровень: К., СП. |
Пейзажи Кавказа (материал с уроков ИЗО) в произведениях Лермонтова |
Способность передавать содержание прочитанного текста в развернутом виде; владение монологической и диалогической речью |
|
Сост. Цитатный план, подготовить рассказ, отв. на вопросы |
М. Мещерякова. Литература в схемах и таблицах. (М., 2000).
З. Я. Рез. Лермонтов в школе. (М., 1963) |
|
24 |
Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме. Анализ эпизода из поэмы «Мцыри». Развитие представления о жанре романтической поэмы
Ц е л и: создать условия для понимания идейного содержания поэмы, свободолюбивой личности героя и его стремления к независимости; совершенствовать навык анализа поэтического текста в единстве формы и содержания, письменно высказываться на предложенную тему, дать первоначальное понятие о романтизме |
Поисковая. Иллюстрации Л. Пастернака к поэме “Мцыри” |
Организация совместной учебной деятельности |
Групповая |
З н а т ь: содержание изучаемого произведения; оценку образа Мцыри В. Г. Белинским.
У м е т ь: анализировать поэтические произведения; выделять смысловые части художественного текста; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС (П). Продуктивный уровень: К., СП. |
Рассуждения:
– Что узнал о жизни и о себе Мцыри за три дня скитания?
– Смысл, заключенный в эпиграфе (Т).
Продуктивный уровень: К., СП. |
Умение развернуто обосновывать суждения, давать оценку поступкам героев; приводить доказательства, используя цитатный материал |
|
Подготовить выразительно чтение наизусть отрывка из поэмы, читать статьи учебника с. 240-244 |
З. Я. Рез. Лермонтов в школе. (М., 1963) |
|
25 |
Обучение сочинению по поэме М. .Лермонтова «Мцыри «Анализ эпизода в поэме „Мцыри" (по выбору учащегося)».
«Мцыри как романтический герой». «Природа и человек в поэме „Мцыри"
Ц е л и: подготовить учащихся к домашнему сочинению; составить рабочие материалы к обсуждаемым темам; проанализировать приемы построения образа и способы художественной обрисовки, учить работать с критической литературой |
Поисковая. Обобщенные записи, грамзапись “Мордвинов читает “Мцыри” |
Организация совместной учебной деятельности, , работа с критической литературой |
Групповая |
З н а т ь: образную природу словесного искусства; художественую трактовку образа (П).
У м е т ь: делать выводы в результате анализа текста, фрагмента; выразительно читать фрагменты, в том числе наизусть.
владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в связи с подготовкой к сочинению (П).
Продуктивный уровень: К., СП., Р. |
Темы:
1. Чем меня привлекает Мцыри?
2. Подвиг ради свободы (Т) |
Умение развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, используя цитатный материал; поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа |
|
Написать сочинение-характеристику по поэме «Мцыри» |
Л. Н. Савина. Уроки литературы в 8 классе: поурочные планы. (Волгоград: Учитель, 2002) |
|
26 |
Н. В. Гоголь. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве. сторические произведения в творчестве Гоголя (с обобщнием изученного в 5—7 классах)
Ц е л и Ц е л и: дать представление об основных фактах биографии поэта и особенностях его поэтической манеры; познакомить с особенностями историзма, эволюции подхода к истории в творчестве Гоголя, обобщение ранее изученного. |
Объяснительно-иллюстративная.
Таблица “Особенности драматического произведения”, в/ф “Место действия “Ревизора”, плртрет гоголя, иллюстрации к произведению |
Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация, беседа по вопросам |
Индивидуальная. Групповая |
З н а т ь: особенности драматического произведения; литературного жанра; определение понятия “комедия” (П)
У м е т ь: составлять тезисы к лекции; определять роль и жанр литературного произведения; выразительно читать фрагменты по ролям; владеть различными видами пересказа.
Продуктивный уровень: К., СП. |
Характеристика действующих лиц комедии, устное рисование |
Использование различных видов чтения; владение монологической и
диалогической речью |
|
Подг. характеристики действ. лиц, подг. выраз. чтение |
М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах. (М., 2000).
М. Грачева. “Взято мною из действительности”. За строками гоголевской сатиры. (ЛВШ, № 2, 1996) |
|
27 |
Н. В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и ее первой постановки. «Ревизор» в оценке современников
Ц е л и: создать условия для понимания жизненной основы комедии; понять обстоятельства, приведшие чиновников к роковой ошибке |
Поисковая.
Ф. Моллер,
Д. Кардовский. Эскизы декораций к “Ревизору” |
Организация совместной учебной деятельности |
Групповая |
З н а т ь: основы сценического поведения; содержание комедии.
У м е т ь: владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному произведению; выразительно читать фрагменты комедии; выражать свое отношение к прочитанному (П). Продуктивный уровень: К., СП., Р. |
Первые сценические опыты.
“Сыграть” (объяснить) поведение своего персонажа (Т) |
Владение основными видами публичных выступлений; умение обосновывать суждения, приводить цитатный материал |
|
Отв. на вопросы, характеристика Хлестакова, подг. выраз. чт. |
И. В. Золотарева. Поурочные разработки по литературе. 8 кл. (М.: ВАКО, 2004) |
|
28 |
Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе
Ц е л и: совершенствовать умение анализировать драматические произведения; получить представление о характере Хлестакова, понять механизм его превращения, выяснить отношение автора |
Исследовательская.
Иллюстрации А. Константиновского,
Н. Кузьмина
к “Ревизору” |
Самостоятельное планирование и проведение исследования, комментированное чтение |
Групповая |
З н а т ь: основы сценического поведения; содержание комедии.
У м е т ь: выразительно читать фрагменты, перевоплощаться в героев; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС в создании образов; владеть различными видами пересказа (П).
Продуктивный уровень: К., СП., Р. |
Подготовить инсценировку из эпизодов (по группам); словесный портрет Хлестакова (Т) |
Владение основными видами публичных выступлений; умение обоснованно приводить доказательства при помощи цитатного материала |
|
Отв. на вопросы, инд. задания |
Л. Тодоров. Почему везет Хлестакову, или Возвращение к традиционному изучению “Ревизора”. (ЛВШ, № 5, 1998).
Дидактический материал “Читаем, думаем, спорим”, с. 64–69 |
|
29 |
Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
30 |
Особенности композиционной структуры комедии. Специфика завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, финала, немой сцены. Подготовка к домашнему сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении» (на примере элементов сюжета и композиции комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)
Ц е л и: создать условия для понимания ситуации рождения страха перед ревизией, как основы комедийного действия.; систематизировать и обобщить изученное о героях комедии; раскрыть роль финала, смысл эпиграфа; составить тезисы по статье В. Г. Белинского, систематизация и обобщение изученного материала в форме теста; подготовка к домашнему сочинению |
Объяснительно-иллюстративная.
В/ф “Памятник” (Гоголю) “Не зарастет народная тропа” |
Аналитическая беседа, работа с книгой, демонстрация |
Групповая |
З н а т ь: содержание статьи Белинского о комедии “Ревизор”; определение понятия “хлестаковщина”.
У м е т ь: составлять тезисы к статье; обобщать изученное по характерам героев; выражать свое отношение к прочитанному; сопоставлять эпизоды и сцены комедии; сравнивать героев; строить устные и письменные высказывания (П).
Продуктивный уровень: К., ЦО. |
Выписать из текста комедии выражения, ставшие крылатыми.
Сообщения:
– Трактовка образа Хлестакова различными актерами;
– Белинский о Городничем (Т) |
Умение развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, используя цитатный материал; владение основными видами публичных выступлений |
|
Домашнее сочинение.
Темы:
1. Случаен ли самообман чиновников?
2. Почему такой ничтожный человек как Хлестаков мог показаться чиновникам ревизором?
3. Что бы мог рассказать Хлестаков сослуживцам о пребывании в уездном городе? (Т) |
И. Соколова. Обобщенный урок-беседа по комедии Гоголя “Ревизор”. (ЛВШ, № 2, 1996) Дидактический материал “Читаем, думаем, спорим”. (М.: Просвещение, 2003) |
|
31 |
Н. В. Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе (с обобщением ранее изученного). Потеря Башмачкиным лица. Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества |
Объяснительно-иллюстративная |
Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация |
Коллективная. Групповая |
З н а т ь: текст повести
У м е т ь: воспринимать и анализировать
Продуктивный уровень: К., СП. |
У м е т ь: самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия создания образов героев: лиричность, музыкальность, философские раздумья |
Свободная работа с текстами |
|
Озаглавить главы, гр. задания |
Дидактические материалы для
8 кл. “Читаем, думаем, спорим”.
|
|
32 |
Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании |
Объяснительно-иллюстративная |
Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация, работа над планом |
Коллективная. Групповая |
З н а т ь: текст повести
У м е т ь: воспринимать и анализировать
Продуктивный уровень: К., СП. |
У м е т ь: самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия создания образов героев: лиричность, музыкальность, философские раздумья |
Свободная работа с текстами |
|
Определить элементы композиции, выр. чтение 16 гл., инд. задания |
Дидактические материалы для
8 кл. “Читаем, думаем, спорим”.
|
|
33 |
М. Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на общественные порядки. Обличение строя, основанного на бесправии народа. Образы градоначальников. Средства создания комического в произведении. Ирния, сатира. Гипербола, гротеск. Пародия. Эзопов язык
Ц е л и: дать представление о личности и творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина; напомнить особенности жанра сказки в творчестве писателя, расширить представление о сатирической направленности произведений писателя |
Объяснительно-иллюстративная.
Портрет писателя, выставка иллюстраций |
Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация, пересказ, комментированное чтение |
Коллективная. Групповая |
З н а т ь: текст повести
У м е т ь: воспринимать и анализировать
Продуктивный уровень: К., СП. |
У м е т ь: самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия создания образов героев: лиричность, музыкальность, философские раздумья |
Свободная работа с текстами |
|
Подг. чтение фрагмента, сост. словарик трудных слов подг. Пересказ. |
Дидактические материалы для
8 кл. “Читаем, думаем, спорим”.
|
|
34 |
Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». Подготовка к домашнему сочинению
Ц е л и: показать своеобразие историзма М.Е. Салтыкова-Щедрина, развивать навыки анализа текста, пересказа и выразительного чтения |
Объяснительно-иллюстративная.
Портрет писателя, выставка иллюстраций |
Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация, пересказ, комментированное чтение |
Коллективная. Групповая |
З н а т ь: текст повести
У м е т ь: воспринимать и анализировать
Продуктивный уровень: К., СП. |
У м е т ь: самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия создания образов героев: лиричность, музыкальность, философские раздумья |
Свободная работа с текстами |
|
Подг. письм ответ на вопрос, подг. Сообщение – инд. |
Дидактические материалы для
8 кл. “Читаем, думаем, спорим”.
|
|
|
Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
35 |
Н.С.Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Защита обездоленных. Сатира на чиновничество. Развитие понятия о рассказе. Художественная деталь как средство создания художественного образа
Ц е л и: дать представление о личности и творчестве писателя, показать своеобразие историзма Н.С. Лескова, развивать навыки анализа текста, пересказа и выразительного чтения |
Объяснительно-иллюстративная.
Портрет писателя, выставка иллюстраций |
Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация, пересказ, комментированное чтение |
Коллективная. Групповая |
З н а т ь: текст повести
У м е т ь: воспринимать и анализировать
Продуктивный уровень: К., СП. |
У м е т ь: самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия создания образов героев: лиричность, музыкальность, философские раздумья |
Свободная работа с текстами |
|
Подг. рассуждение на тему «Кто виноват в страданиях героини?» Прочитать рассказ Толстого «После бала» |
Дидактические материалы для
8 кл. “Читаем, думаем, спорим”.
|
|
36 |
Л. Н. Толстой. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Образ рассказчика. Главные герои. Идея разделенности двух России. Мечта о воссоединении дворянства и народа
Ц е л и: расширить знания о личности и творчестве Л. Н. Толстого; показать своеобразие историзма писателя, показать особенности композиции рассказа “После бала”, ее роли, дать понятие о роли приема антитезы в идейной и художственной ткани рассказа |
Объяснительно-иллюстра-тивная.
Илюстрации А. Пастернака и Д. Кардовского к рассказу |
Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация, |
Групповая |
З н а т ь: основные факты жизни и творческого пути Л. Н. Толстого; содержание рассказа.
У м е т ь: воспринимать и анализировать художественный текст; выделять смысловые части рассказа, составлять план прочитанного; формулировать тему, идею, проблематику произведения (П).
Продуктивный уровень: К., СП. |
Интеграция с уроками русского языка.
Наблюдать: роль речевых повторов, эпитетов, однородных членов предложений (Т) |
Способность передавать содержание прочитанного текста; владение монологической и диалогической речью |
|
Отв. на вопросы, подготовить характеристику героев |
С. Волков. Рассказ Л. Н. Толстого “После бала”. (Литература, № 6, 1996) |
|
37 |
Мастерство Л. Н. Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приемы изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа
Ц е л и: совершенствовать навык анализа прозаичных произведений, учить умению видеть авторскую позицию и позицию рассказчика, совершенствовать навык устного и письменного высказывания |
Поисковая |
Организация совместной учебной деятельности, работа с таблицей |
Групповая |
З н а т ь: содержание изучаемого произведения; прием “контраста”.
У м е т ь: находить при анализе текста
ИВС; сопоставлять эпизоды рассказа; владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге (П).
Продуктивный уровень: К., СП. |
Размышление:
– История названия одного рассказа.
Сравнение героев по плану сравни-
тельной характеристики (Т) |
Владение основными видами публичных выступлений; следование
этическим нормам и правилам ведения диалога |
|
Отв. на вопросы, подготовить характеристику героев, прочитать рассказ «Севастополь в декабре» |
Г. И. Беленький. “Читаем, думаем, спорим”. (М., 1995).
С. Волков. Рассказ Л. Н. Толстого “После бала”. (Литература, № 6, 1996) |
|
38 |
Нравственные проблемы повести Л. Н. Толстого «Отрочество»
Ц е л и: создать условия для понимания главной мысли рассказа о моральной ответственности человека за все, что совершается в жизни; выявить позицию автора и рассказчика, : |
Проблемное изложение |
Аналитическая беседа, проблемные задачи |
Групповая |
З н а т ь: содержание рассказа; приемы анализа текста.
У м е т ь: сопоставлять эпизоды рассказа; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному; владеть различными видами пересказа (П).
Продуктивный уровень: ЦО. |
Т) |
Владение основными видами публичных выступлений; поиск нужной информации по заданной теме |
|
Написать сочинение, подг. выр. чт. Н
аизусть одного ст. пейзажной лирики |
С. Волков. Рассказ Л. Н. Толстого “После бала”. (Литература, № 6, 1996) |
|
39 |
Поэзия родной природы в творчестве А. С.Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова
Ц е л и: учить умениям выразительно читать стихотворение, видеть роль ИВС в раскрытии идеи произведения, строить письменное высказывание – анализ поэтического текста |
Поисковая |
Проблемные задания |
Индивидуальная. Групповая |
У м е т ь: выразительно читать стихотворение, видеть роль ИВС в раскрытии идеи произведения, строить письменное высказывание – анализ поэтического текста.
Творческий уровень: К., ЛС. |
З н а т ь: отрывок наизусть (Т).
|
Умение выразительно читать произведение, развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства; умение вступать в речевое общение |
|
Прочитать рассказ Чехова «О любви» |
И. В. Золотарёва. Поурочные разработки по литературе. 8 кл. (М.: ВАКО, 2004) |
|
40 |
А. П. Чехов. Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа
Ц е л и: расширить знания о личности и творчестве А.П. Чехова; развивать навыки анализа текста, пересказа и выразительного чтения |
Объяснительно-иллюстративная.
Портрет писателя, выставка иллюстраций |
Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация, пересказ, комментированное чтение |
Коллективная. Групповая |
З н а т ь: текст рассказа
У м е т ь: воспринимать и анализировать
Продуктивный уровень: К., СП. |
У м е т ь: самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия создания образов героев: лиричность, музыкальность, философские раздумья |
Свободная работа с текстами |
|
Письм. ответить на вопрос 5, читать рассказ «Тоска». инд |
Дидактические материалы для
8 кл. “Читаем, думаем, спорим”.
|
|
Русская литература XX века 19 часов) |
|
41 |
И. А. Бунин. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство И. А. Бунина-прозаика
Ц е л и: расширить знания о личности и творчестве И.А. Бунина;показать особенности его творческой индивидуальности, развивать навыки анализа текста, пересказа и выразительного чтения |
Объяснительно-иллюстративная.
Портрет писателя, выставка иллюстраций |
Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация, пересказ, комментированное чтение |
Групповая |
З н а т ь: основные факты жизни и творческого пути И. А. Бунина (Р); содержание рассказа (П).
У м е т ь: анализировать художественный текст (П); сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев (П); выражать свое отношение к прочитанному (П).
Продуктивный уровень: ЦО. |
Рассуждения:
– Почему у Чехова и Бунина ситуации схожи, а формы разрешения различны? (Т)
– Почему герой Бунина в финале погибает? (Т) |
Владение монологической и диалогической речью; выбор и использование выразительных средств языка |
|
Сочинение-размышление по рассказу |
Дидактические материалы для
8 кл. “Читаем, думаем, спорим”.
|
|
42 |
А. И. Куприн. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представления о любви и счастье в семье. Понятие о сюжете и фабуле
Ц е л и: познакомить учащихся с фактами жизни и творчества А. И. Куприна, вызвать интерес к его произведениям; выявить нравственные проблемы рассказа “Куст сирени” |
Объяснительно-иллюстративная |
Лекция, рассказ, беседа, работа с книгой |
Индивидуальная |
З н а т ь: основные факты жизни и творческого пути А. И. Куприна; содержание рассказа.
У м е т ь: анализировать художественный текст; выделять смысловые части рассказа; формулировать тему, идею, про блему произведения; выражать свое отношение к героям рассказа (П).
Продуктивный уровень: ЦО. |
Сопоставление героев Тургенева, Чехова и Куприна; мини-сочинение “О любви” (Т) |
Владение монологической и диалогической речью; поиск нужной информации по заданной теме |
|
Сочинение –рассуждение, читать рассказ Горького «Челкаш» |
И. В. Золотарева. Поурочные разработки по литературе.
8 кл. (М.: ВАКО, 2004) |
|
43 |
Урок-диспут «Что значит быть счастливым?». Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. И. Куприна |
Проблемное изложение |
Аналитическая беседа, проблемные задачи |
Фронтально-индивидуальная |
З н а т ь: содержание рассказа; приемы сопоставительного анализа (П).
У м е т ь: характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС в рассказе (П); выявлять авторскую позицию; сопоставлять поступки героев, использовать сравнительные характеристики; участвовать в дискуссии (П).
Продуктивный уровень: К., СП., Р. |
Рассуждения:
– Какую роль играет пейзаж в рассказе?
– Определить яркие контрасты (Т).
– Анализ сцены-драмы (чтение по ролям).
– Кому сочувствует автор, кого обвиняет? (Т)
Мини-сочинение.
“Что значит быть счастливым?” (Т) |
Выбор и использование ИВС; владение монологической и диалогической речью; поиск нужной информации по заданной теме |
|
Подг. сравнительную характеристику |
Г. И. Беленький. Читаем, думаем, спорим. (М., 1995. С. 95–97) |
|
44 |
А. А. Б л о к. Историческая тема в его творчестве. «Россия». Образ России и ее истории. Обучение выразительному чтению ”.
Ц е л и: дать представление о личности А. Блока и об исторической теме в его творчестве; учить выразительному чтению стихотворения поэта |
Объяснительно-иллюстративная. Картина Бубнова “Утро на Куликовом поле” |
Беседа по вопросам, комментарии учителя, выразительное чтение, элементы анализа поэтического текста |
Фронтальная, комментированное чтение |
З н а т ь: основные факты жизни и творчества поэта (Р). У м е т ь: определять род и жанр литературного произведения (П); формулировать тему, идею, проблематику произведения (П); выразительно читать произведения (П).
Продуктивный уровень: К., СП. |
З н а т ь: отрывок наизусть (Т).
Размышление: – Герои Куликовской битвы – в боях за Родину (Т |
Осознанное и беглое чтение текста различных стилей и жанров |
|
Подг. выразит. Чтение, отв. на вопросы |
И. В. Золотарёва. Поурочные разработки по литературе. 8 кл. |
|
45 |
С. А. Есенин. «Пугачев» — поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме
Ц е л и расширить представление о личности С. Есенина и об исторической теме в его творчестве; учить выразительному чтению и анализу поэмы. |
Объяснительно-иллюстративная. |
Беседа по вопросам, комментарии учителя, выразительное чтение, элементы анализа поэтического текста |
Фронтальная, комментированное чтение |
З н а т ь: основные факты жизни и творчества поэта (Р). У м е т ь: определять род и жанр литературного произведения (П); формулировать тему, идею, проблематику произведения (П); выразительно читать произведения (П).
Продуктивный уровень: К., СП. |
З н а т ь: отрывок наизусть (Т).
|
Осознанное и беглое чтение текста различных стилей и жанров |
|
Подг. выразит. Чтение, отв. на вопросы |
И. В. Золотарёва. Поурочные разработки по литературе. 8 кл. |
|
46-47 |
Урок-конференция. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А. С. Пушкина и С. А. Есенина. Подготовка к домашнему сочинению |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
48 |
И.С.Шмелев. Рассказ «как я стал писателем» -- воспоминание о пути к творчеству.
Цель: кратко ознакомить учеников с личной и творческой биографией писателя, развивать навыки анализа текста, выразительного чтения и пересказа. |
Объяснительно-иллюстративная |
Рассказ учителя, выразительное чтение, пересказ, элементы анализа текста. |
Фронтальная, комментированное чтение |
З н а т ь: основные факты жизни и творчества писателя(Р). У м е т ь: формулировать тему, идею, проблематику произведения (П); выразительно читать произведения (П).
Продуктивный уровень: К., СП. |
У м е т ь: определять род и жанр литературного произведения (П); |
Осознанное и беглое чтение текста различных стилей и жанров |
|
Написать рассказ на тему «Как я написал свое первое сочинение» |
И. В. Золотарёва. Поурочные разработки по литературе. 8 кл. |
|
49 |
Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Ироническое повествование о прошлом и современности; Тэффи. «Жизнь и воротник»; М. М.Зощенко. «История болезни»
Ц е л и: познакомить учащихся с произведениями Зощенко, Тэффи, приобщить к восприятию сатиры и юмора, выяснить средства создания автором юмористического произведения |
Объяснительно-иллюстративная |
Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация |
Групповая |
З н а т ь: содержание изучаемых произведений (Р); образную природу
словесного искусства.
У м е т ь: воспринимать и анализировать художественный текст (П); характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС (П); выявлять авторскую позицию.
Продуктивный уровень: К., СП. |
Сообщения:
– История журнала “Сатирикон”;
– Как создается юмор Тэффи?;
– Кого, что высмеивает в своих рассказах М. Зощенко? (Т) |
Использование различных видов чтения;
умение перефразировать мысль; владение монологической и диалогической речью |
|
Подг. выразит. чтение или пересказ близко к тексту одного из отрывков, читать рассказы Тэффи, Зощенко, подг. инсценировку одной из сцен. |
И. В. Золотарёва. Поурочные разработки по
литературе. 8 кл. (М.: ВАКО, 2004) |
|
50 |
М. А. О с о р г и н. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне»
Ц е л и : кратко ознакомить учащихся с биографией и творчеством М.А.Осоргина, ; учить выразительному чтению и анализу текста. |
Объяснительно-иллюстративная. |
Беседа по вопросам, комментарии учителя, выразительное чтение, элементы анализа поэтического текста |
Фронтальная, комментированное чтение |
З н а т ь: основные факты жизни и творчества писателя(Р). У м е т ь: формулировать тему, идею, проблематику произведения (П); выразительно читать произведения (П).
Продуктивный уровень: К., СП. |
У м е т ь: определять род и жанр литературного произведения (П); |
Осознанное и беглое чтение текста различных стилей и жанров |
|
Придумать свою историю о каком-нибудь предмете |
И. В. Золотарёва. Поурочные разработки по литературе. 8 кл. |
|
51 |
Контрольная работа по творчеству Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, М. Горькго, А. А. Блока, С. А. Есенина |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
52 |
А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы современниками
Ц е л и: дать представление о фактах биографии Твардовского, об истории создания “Книги для бойца”, жанровом новаторстве поэмы |
Объяснительно-иллюстративная.
Картина
Ю. Непринцева “Отдых после боя” |
Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация |
Групповая |
З н а т ь: образную природу словесного искусства; содержание изучаемого произведения.
У м е т ь: определять род и жанр литературного произведения (П); формулировать тему, идею, проблематику изучаемого произведения; дать характеристику героев (П).
Продуктивный уровень: К., СП. |
Составление плана статьи “Как был написан “Василий Тёркин”.
Сообщение:
– Пушкинские традиции в поэме “Василий Тёркин” (Т) |
Поиск нужной информации по заданной теме; использование различных видов чтения |
|
Подг. выразит. чтение поэмы Твардовского «Василий Теркин», отв на вопросы |
А. Македонов. Творческий путь Твардовского. (М., 1981).
Н. Новиков. Вот стихи, а все понятно. (Литература, № 18, 1995) |
|
53 |
Василий Теркин — защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Теркина. Правда о войне в поэме Твардовского
Ц е л и: совершенствовать навык анализа поэтического произведения; выделить основные темы и проблемы; отметить стилевое многообразие поэмы |
Поисковая |
Организация совместной учебной деятельности, тестирование, подготовка к сочинению |
Фронтальная.
Групповая |
З н а т ь: содержание изучаемых глав; образную природу словесного искусства (П).
У м е т ь: характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС (П); выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному (П).
Продуктивный уровень: К., ЦО. |
Размышления:
– Картина фронтового быта;
– Сочетание юмора и патетики;
– Роль художественных изобразительных средств.
Чтение наизусть отрывка из поэмы А. Т. Твардовского “Василий Тёркин”.
(Т) |
Поиск нужной информации по заданной теме: владение основными видами публичных выступлений |
|
Подготовиться к сочинению, составить план, подобрать цитаты. |
“Читаем, думаем, спорим”, с. 151.
Н. Новиков. Вот стихи, а все понятно. (Литература, № 18, 1995) |
|
54 |
Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления. Мастерство А. Т. Твардовского в поэме
Ц е л и: совершенствовать навык анализа поэтического произведения, проследить, как в поэме сочетается героика и юмор, выявить определяющие качества Василия Тёркина, определять роль ИВС |
Поисковая |
Самостоятельная работа с использованием текста поэмы. |
Индивидуальная |
З н а т ь: образную природу словесного искусства (П).
У м е т ь: анализировать художественный текст; давать характеристику герою (П); характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС; выражать свое отношение к прочитанному (П); участвовать в диалоге.
Продуктивный уровень: К., ЦО. |
Размышление:
– “А был он лишь солдат” (Т).
Мини-сочинение: – “Ради жизни на земле” (Т) |
Владение монологической и диалогической речью; выбор и использование выразительных средств языка |
|
Читать статью о Платонове и рассказ «Возвращение» |
И. В. Золотарёва. Поурочные разработки по литературе.
8 кл. (М.: ВАКО, 2004) |
|
55 |
А. П. Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа
Ц е л и: воспринимать и анализировать художественный текст, формулировать тему, идею, проблематику, давать характеристику героев |
Поисковая |
Проблемные задания |
Групповая |
У м е т ь: выразительно читать произведение; анализировать текст (П); формулировать тему, идею, проблематику (П); выражать свою точку зрения (П).
Продуктивный уровень: К., СП. |
У м е т ь: участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою (Т) |
Владение монологической и диалогической речью; умение вступать в речевое общение, участие в диалоге, диспуте |
|
Подг. выразит. чтение наизусть ст. о ВОВ |
И. В. Золотарёва. Поурочные разработки по литературе. 8 кл. (М.: ВАКО, 2004) |
|
56 |
Урок-концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Боевые подвиги и военные будни в творчестве М. Исаковского («Катюша», «Враги сожгли родную хату...»), Б. Окуджавы («Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»), А. Фатьянова («Соловьи»), Л. Ошанина («Дороги»)
Ц е л и: развитие письменной и устной речи, формирование умений логически строить свой ответ, подкрепляя текстом стихов, совершенствование навыка выразительного чтения |
Исследовательская.
Грамзаписи песено ВОВ |
Самостоятельное планирование и проведение исследования |
Групповая |
З н а т ь: поэтов военного времени и их творчество; знать стихи наизусть.
У м е т ь: выразительно читать произведения, в том числе наизусть; соблюдать нормы литературного произношения (П); владеть различными видами пере Сказа; участвовать в диалоге по прочитанным произведениям (П).
Продуктивный уровень: К., ЦО., Р |
Составить литературную композицию по стихам о ВОВ (Т).
Составление мультилитературного проекта (Т) |
Владение монологической и диалогической речью; умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, диспуте; осознанное и беглое чтение текстов различных стилей и жанров |
|
Читать об В.Астафьеве и рассказ «Фотография, на которой меня нет» |
А. Бороздина. Поэзия военного поколения. (Литература, № 18, 1996) |
|
57 |
В. П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе. Развитие представлений о герое-повествователе
Ц е л и: познакомить учащихся с жизнью и творчеством В. Астафьева; вызвать интерес к теме детства в рассказе “Фотография, на которой меня нет”; совершенствовать навык анализа художественного произведения |
Поисковая
Портрет писателя, выставка книг |
Организация совместной учебной деятельности |
Групповая |
З н а т ь: основные факты жизни и творчества писателя; содержание рассказа.
У м е т ь: воспринимать и анализировать художественное произведение (П); выделять и формулировать тему, идею, проблематику изучаемого произведения (П); владеть различными видами пересказа.
Продуктивный уровень: К., СП. |
Рассуждения:
– Роль бабушки в жизни писателя.
– Сопоставление
с образом бабушки в творчестве
М. Горького (Т).
– Образ учителя |
Осознанное и беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смысло-вого анализа текста |
|
Подг. выр.чт. наизусть ст. русских поэтов о Родине, о природе и сообщения о их жизни и творчестве |
Л. Смирнов. Постижение духовной природы человека. (ЛВШ, № 4, 1995) |
|
58-59 |
Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе XX века»(произведение по выбору учащегося) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
60-61 |
Русские поэты о Родине, родной природе. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды
Цели: познакомить учащихся с гражданской поэзией русских поэтов и поэтов Русского Зарубежья; создать условия для осмысления этой темы в творчестве поэтов (Иннокентий Анненский. Николай Заболоцкий, Николай Рубцов, Пастернак, Николай Оцуп, Зинаида Гиппиус, Иван Бунин) |
Поисковая |
Проблемные задания |
Групповая |
З н а т ь: образную природу словесного искусства (П).
У м е т ь: определять род и жанр литературного произведения; выразительно читать стихи, в том числе выученные наизусть; строить устные и письменные высказывания в связи с изученными произведениями; участвовать в диалоге по прочитанным произведениям (П).
Продуктивный уровень: К., ЦО |
Рассуждения:
– …Отчизне посвятим души прекрасные порывы…
– “Мне трудно без России” (Т). Подготовить литературную композицию по творчеству Н. Рубцова |
Осознанное и беглое чтение текста различных стилей и жанров, про- ведение информационно-смысло-вого анализа текста |
|
Чит. трагедию «Ромео и Джульетта», инд. – рассказ о Шекспмре |
И. В. Золотарёва. Поурочные разработки по литературе.
8 кл. (М.: ВАКО, 2004). М. Бондаренко. Поэзия Н. Рубцова в школе. (ЛВШ, № 8, 1998) |
|
Зарубежная литература. |
|
62 |
У. Ш е к с п и р. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви. «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Анализ эпизода из трагедии «Ромео и Джульетта»
Ц е л и (на всю тему): дать представление об отдельных произведениях зарубежной литературы, относящихся к периоду Возрождения, литературы XIX в., литературы XX в.; совершенствовать навык анализа прозаических произведений в единстве формы и содержания |
Объяснительно-иллюстративная.
С. Прокофьев. Музыка к балету “Ромео и Джульетта” |
Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация, тестирование |
Фронтальная |
З н а т ь: основные факты жизни и творчества
В. Шекспира; содержание трагедии “Ромео и Джульетта” (П).
У м е т ь: воспринимать и анализировать художественное произведение; определять род и жанр литературного произведения; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС (П).
Продуктивный уровень: К., СП. |
Интегрированный урок литературы и английского языка.
Монолог Ромео и Джульетты на английском языке.
Сообщения учащихся:
– В. Шекспир – представитель
эпохи Возрождения.
– Поэтические переводы Шекспира (Т) |
– Поиск нужной информации по заданной теме.
– Использование различных видов чтения |
|
|
С. Шенбаум. Краткая документальная биография Шекспира. (М., 1985).
И. В. Золотарёва. Поурочные разработки по литературе. 8 кл. (М.: ВАКО, 2004) |
|
63 |
Сонеты У. Шекспира. «Кто хвалится родством своим и знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной ...». Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии |
Объяснительно-иллюстративная.
Иллюстрации художника
Ф. Шмаринова |
Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация |
Фронтально-групповая |
З н а т ь: содержание пьесы; образную природу словесного искусства (П).
У м е т ь: выразительно читать текст по сценам; сопоставлять сцены (на балконе и сцена 3 акта) (П); строить устные и письменные ответы; участвовать в диалоге по прочитанному произведению (П).
Продуктивный уровень: К., ЦО. |
Размышления:
–Как природа раскрывает чувства героев?
– Почему пьесу Шекспира можно назвать гимном любви? (Т).
Сочинение:
Герой трагедии, о котором мне хотелось бы рассказать |
Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью; извлечение необходимой информации из источников; владение основными видами публичных выступлений |
|
Читать «Путешествия Гулливера», инд. – подг. пересказ |
А. Ф. Лосев. Эстетика Возрождения. (М., 1978) |
|
64-65 |
Ж.-Б. М о л ь е р. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Черты классицизма в комедии Мольера. Мастерство писателя. Общечеловеческий смысл комедии .
Ц е л и: познакомить с творчеством Ж.-Б. Мольера; раскрыть особенности классицистической драматургии |
Объяснительно-иллюстративная.
Опорные записи, материалы из учебников литературы и истории, иллюстрации, репродукции картин |
Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация |
Коллективная. Групповая |
З н а т ь: содержание пьесы, черты классицизма.
У м е т ь: анализировать образы комедии, определять тематику и проблематику произведения.
Продуктивный уровень: К., ЦО. |
У м е т ь: самостоятельно делать выводы, анализировать конфликт комедии.
Продуктивный уровень: К., ЦО. |
Владение монологической и диалогической речью |
” |
Подобрать высказывания о воспитании, подг. Инсценировку последнего явл. 5 действия |
М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах. (М., 2000). Дидактические материалы для
8 кл. “Читаем, думаем, спорим |
|
66 |
Дж. Свифт. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества
Ц е л и: познакомить учащихся с личностью Д. Свифта и его творчеством; выявить глубинное содержание его романа, развивать навыки выразительного чтения, анализа текста |
Поисковая |
Проблемные задачи |
Групповая |
З н а т ь: основные факты биографии писателя; содержание сказки (П).
У м е т ь: воспринимать и анализировать изучаемое произведение (П);
Исследовательский уровень: К., СП |
Выписать крылатые выражения из сказки.
? (Т) |
Владение монологической и диалогической речью.
Поиск нужной информации . |
|
Читать о В. Скотте и отрывок из романа «Айвенго» |
И. В. Золотарёва. Поурочные разработки по литературе. 8 кл. (М.: ВАКО, 2004) |
|
67 |
Вальтер Скотт. «Айвенго» как исторический роман.
Цель: расширить понятие о жанре исторического романа, рассказать о Вальтере Скотте как родоначальнике исторического романа, о его концепции истории и человека в романе, развивать навыки анализа текста |
Поисковая
Портрет писателя |
Проблемные задачи, рассказ учителя, беседа по вопросам, сопоставительный анализ текстов |
Групповая |
З н а т ь: основные факты биографии писателя; содержание сказки (П).
У м е т ь: воспринимать и анализировать изучаемое произведение (П); определять род и жанр литературного произведения;
выявлять авторскую позицию; характеризовать систему образов.
Исследовательский уровень: К., СП |
Выписать крылатые выражения из сказки.
(Т) |
Владение монологической и диалогической речью.
Поиск нужной информации по заданной теме |
|
Подг. к зачету |
И. В. Золотарёва. Поурочные разработки по литературе. 8 кл. (М.: ВАКО, 2004) |
|
68 |
Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Итоги года и задание на лето. Зачет |
Поисковая |
Викторина, беседа |
Фронтально-групповая |
З н а т ь: основные факты биографии писателей; содержание произведений (П).
У м е т ьопределять род и жанр литературного произведения; выявлять авторскую позицию; характеризовать систему образов.
Исследовательский уровень: К., СП |
У м е т ь: воспринимать и анализировать изученные произведения (П); |
Владение монологической и диалогической речью.
Поиск нужной информации по заданной теме |
|
|
И. В. Золотарёва. Поурочные разработки по литературе. 8 кл. (М.: ВАКО, 2004) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|