№ |
Тема урока. |
Решаемые проблемы |
Понятия |
Предметные
результаты |
УУД |
Личностные результаты |
Кол-во часов |
Дата
план. |
Дата
факт |
1 |
Вводный урок. Напутствие. |
Познакомить со своеобразием предмета. Ролью литературы в жизни человека |
Литература, художественные приемы.
|
Знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии |
Специфика художественной литературы; структура и содержание предмета. |
Выделять специфику художественной литературы и содержание. Работать с учебником. |
1 |
2.09 |
|
Устное народное творчество - фольклор.- 8 часов |
2-3 |
Фольклор. Малые жанры фольклора.
Небылицы, загадки, пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки народов мира. |
Обучение устному пересказу |
фольклор, его жанры пословицы и поговорки,
загадки афоризмы, сравнение
олицетворение
метафора |
Знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора |
Мудрость и поучительный смысл пословиц и поговорок |
Находить отличительные черты пословиц и поговорок, выделять тематику пословиц и поговорок, понятие афористичности. |
2 |
4.09
7.09 |
|
4-5 |
Народные сказки
Виды народных сказок (сказки о животных, волшебные и бытовые). Сказка как жанр фольклора. |
Виды народных сказок |
фольклор, его жанры |
Знать жанровые особенности сказки; уметь охарактеризовать героев сказки,
знать схему построения волшебной сказки; уметь отличать виды сказок. |
Понятие народных сказок и их виды. Особенности сказочной обрядности и языка произведений. |
Определять характерные для сказок обороты речи. Выделять отличительные особенности сказки |
2 |
9.09
11.09 |
|
6-7 |
«Царевна-лягушка» |
Волшебные сказки. |
Зачин, концовка, сюжет, устойчивые эпитеты
Сказочные формулы |
Знать жанровые особенности сказки; уметь охарактеризовать героев сказки,
знать схему построения волшебной сказки; уметь отличать виды сказок. |
Своеобразия сказок. Общее движение сюжетов, идеи сказок и особенности их героев. Значение стихотворных вставок в художественную ткань произведения. |
Определять характерные для сказок обороты речи, сопоставлять эпизоды сказок, сказочных героев с их изображением в живописи и графике. |
2 |
14.09
16.09 |
|
8-9 |
«Каша из топора». «Кот и лиса» |
Бытовые сказки, сказки о животных |
Зачин, концовка, сюжет, устойчивые эпитеты |
Знать жанровые особенности сказки; уметь охарактеризовать героев сказки; уметь отличать виды сказок. |
Своеобразия сказок. Общее движение сюжетов, идеи сказок и особенности их героев. Значение |
Определять характерные для сказок обороты речи, сопоставлять эпизоды сказок, сказочных героев с их изображением в живописи и графике. Создавать сказку, учитывая особенности жанра |
2 |
18.09
21.09 |
|
Мифы – 5 часов |
10-13 |
Мифы Древней Греции
Дельфы. Боги свои и боги чужие |
Познакомить с особенностями древнегреческой мифологии, дать представление о космогонических мифах |
мифы и легенды |
Знать происхождение мифов, их отличительные возникновения и цель создания особенности; своеобразие |
Отличие и сходство мифов и сказок |
Выделять отличительные черты мифа и сказки |
4 |
23.09
25.09
28.09
30.09 |
|
14 |
Проектная работа. Презентация. О мифах Древней Греции, славянских божествах. |
Познакомить с понятием проект, презентация. |
Мифы и легенды. |
Знать героев мифов, их авторов; своеобразие, особенности |
Понятие легенды. Истоки появления мифов древних славян, особенности композиции и языка произведений. Отличительные особенности мифов древних славян |
Выявлять особенности мифов древних славян, сопоставлять иллюстрации художников с текстом мифа. |
1 |
2.10 |
|
Басни – 6 часов |
15-16 |
Басня как жанр литературы.И. А. Крылов Сведения о жизни баснописца. Крылатые выражения из басен. |
Показать особенности языка произведения, учить работе с текстом произведения. |
Басня, мораль, аллегория |
Знать художественные особенности басни; уметь на основе морали одной из басен сочинить свою, понимать, что басня не только эпический, но и сатирический жанр. |
Содержание и композиция басен. Что высмеивает Крылов в баснях, их общую интонацию, смысл |
Составлять план рассказа о баснописце, объяснять жанровые и языковые особенности басни, сопоставлять литературный текст с иллюстрациями, объяснять аллегорический смысл басни. |
2 |
5.10
7.10 |
|
17-19 |
Свинья под дубом
Демьянова уха
Волк на псарне. |
Показать отражение исторических событий Отечественной войны 1812 года в басне «Волк на псарне».
Показать особенности языка произведения, учить работе с текстом произведения.
|
Басня, мораль |
Знать художественные особенности басни; уметь на основе морали одной из басен сочинить свою, понимать, что басня не только эпический, но и сатирический жанр. |
Содержание и композиция басен. История создания басен. |
Находить аллегорию, мораль и объяснять их, использовать поговорки, пословицы, афоризмы из басен Крылова в речи. Устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи, выразительно читать наизусть басню. |
3 |
9.10
12.10
14.10 |
|
20 |
Вн. чт.
Басни Эзопа и Лафонтена. |
Показать особенности языка произведения, учить работе с текстом произведения |
Басня, мораль, аллегория |
Знать художественные особенности басни; уметь на основе морали одной из басен сочинить свою, понимать, что басня не только эпический, но и сатирический жанр. |
Отличительные особенности басен Эзопа и Лафонтена
|
Выделять отличительные черты басен Эзопа и Лафонтена, выразительно читать, анализировать басни. |
1 |
16.10 |
|
Литературная сказка.-22 часа |
21 |
Литературные сказки. Отличие литературной сказки от народной.. |
Показать отличие народной сказки от литературной. |
сюжет, завязка |
Закрепить понятие о литературной сказке, развивать навыки пересказа текста, выразительного чтения, знать содержание сказки, владеть начальными навыками литературоведческого анализа |
Особенности литературных сказок, их отличие и сходство с народными сказками. |
Находить отличительные особенности литературных сказок. |
1 |
19.10 |
|
22-27 |
А.С.Пушкин. Сведения о жизни поэта.Олицетворение добра и зла в поэме «Руслан и Людмила».Тема верности и любви в поэме. |
Показать влияние особого уклада семьи Пушкиных на раннее развитие Пушкина-поэта, Пушкина-читателя;
Развивать навыки выразительного чтения, анализа лирического стихотворения |
Поэма,
сюжет, завязка |
Знать о лицейских и детских годах жизни писателя; знать поэтические средства художественной выразительности, уметь определять роль пролога в поэме “Руслан и Людмила” |
Особенности творчества Пушкина, историю рождения сказки, особенности стихотворной сказки. |
Находить сказочные образы и мотивы в произведении. |
6 |
21.10
23.10
26.10
28.10
30.10
2.11 |
|
28-30 |
Х.К.Андерсен
Сведения о жизни великого сказочника. «Снежная королева». Тема самопожертвования ради ближнего в сказке. Снежная королева как символ бездушия и порабощения. |
Развивать навыки выразительного чтения |
сказка |
Знать своеобразие Андерсена-сказочника, уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев; знать жанровые и композиционные особенности сказки. |
Сведения о жизни великого сказочника. Сказка «Снежная королева». |
Выбирать эпизоды для характеристики персонажей, устанавливать ассоциативные связи с иллюстрациями |
3 |
4.11
13.11
16.11 |
|
31 |
Победа самоотверженной преданной любви и дружбы над рассудочностью, эгоизмом |
Развивать навыки выразительного чтения |
сказка |
Уметь сравнивать сказки Андерсена; доказывать, приводить примеры, что ради любви герои сказок способны на подвиг. |
Особенности сюжета сказки, портретная характеристика героев, алгоритм работы над ответом на проблемный вопрос. |
Давать характеристику героев с опорой на текст. Пересказывать эпизоды, подбирая цитаты из текста.
|
1 |
18.11 |
|
32 |
Выражение авторского отношения к героям в их портретах. |
Развивать навыки выразительного чтения |
сказка |
Понимать и объяснять
смысл слов из Евангелия, прочитанных бабушкой в конце сказки “Снежная королева”: “Если не будете как дети, не войдете в царствие небесное |
Доказывать с опорой на текст, как проявляется выражение авторского отношения к героям |
Находить особенности выражения авторского отношения к героям. Находить портретные характеристики.
|
1 |
20.11 |
|
33-35 |
П.П.Бажов Сведения о жизни писателя. Путь писателя к сказу. Особенности сказа как литературного жанра. «Синюшкин колодец».
Честность и бескорыстие - важные человеческие качества. |
Знакомство с жанром сказа, обучение аналитическому чтению, развитие творческих способностей учащихся |
завязка, кульминация, развязка; монолог и диалог.
сказ |
Знать содержание сказов П.П. Бажова, уметь определять тему произведения, выделять проблемы,
знать черты романтизма;. |
Понятие сказа, основные факты жизненного и творческого пути писателя, путь Бажова к сказу
особенности сюжета и композиции, авторское отношение к героям, алгоритм работы над ответом на проблемный вопрос |
работать с книгой;
определять принадлежность художественного произведения к сказу
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою. |
3 |
23.11
25.11
27.11 |
|
36-38 |
А.П.Платонов.Сведения о писателе.Сказка-быль «Солдат и царица»Сказочное и реальное в сюжете произведения. |
Знакомство с жанром сказки-были, обучение аналитическому чтению, развитие творческих способностей учащихся |
Сказка-быль |
Уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев; знать жанровые и композиционные особенности сказки-были |
Понятие сказки-были, основные факты жизненного и творческого пути писателя,
особенности сюжета и композиции, авторское отношение к героям, алгоритм работы над ответом на проблемный вопрос |
работать с книгой;
определять принадлежность художественного произведения к сказу
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою. |
3 |
30.11
2.12
4.12 |
|
39-42 |
В.Г.Губарев. «Королевство кривых зеркал». Образ зеркала в сказках.Борьба за справедливость.Дружба и взаимлвыручка – необходимые качества для победы над силами зла. |
обучение аналитическому чтению, развитие творческих способностей учащихся |
сказка |
Уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев; знать жанровые и композиционные особенности сказки. |
особенности сюжета и композиции, авторское отношение к героям, алгоритм работы над ответом на проблемный вопрос |
работать с книгой;
развивать коммуникативность учащихся, умение активно вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждение и доказывать свою правоту |
4 |
7.12
9.12
11.12
14.12 |
|
От сказки – к фантастике - 5 часов |
43-47 |
Е.Л. Шварц Сведения о жизни писателя. «Сказка о потерянном времени» Сказочные образ потерянного времени и его поиска.Приключения героев сказки.Фантастическое и реальное в сказке. |
Развивать навыки выразительного чтения |
фантастика |
Уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев; знать жанровые и композиционные особенности сказки |
. Над чем и почему иронизирует и смеется Е.Л. Шварц. |
Читать по ролям сказку. пересказывать любимый отрывок |
5 |
16.12
18.12
21.12
23.12
25.12 |
|
Среди ровесников – 37 часов |
48-50 |
Н.А.Некрасов. «Крестьянские дети».Образы крестьянских детей.Авторское размышление о радостях и горестях детей. |
Развивать навыки выразительного чтения. Познакомить учащихся с детством поэта, условиями, в которых формировался его характер
|
Тема, идея |
Знать определения и уметь находить в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения; определять композицию произведения, давать характеристику его героев |
Особенности темы и идеи стихотворения, понятия эпитета как средств художественной выразительности. |
Передать сюжет стихотворения, выделять образность языка, находить образные ср-ва выразительности |
3 |
28.12
30.12
13.01 |
|
51-55 |
Марк Твен. «Приключения Тома Сойера» (главы по выбору учителя)тема дружбы, готовности к самопожертвованию ради друзей. Образы детей в произведениях, созданных для взрослых и детей. Проблемы взаимоотношений детей с миром взрослых. Серьёзное и смешное в окружающем мире и в детском восприятии. |
Развивать навыки аналитического чтения; обучать составлению характеристики героя и работе с планом. |
Тема, идея, главный герой, комическое в литературе |
Уметь пересказывать прозаическое произведение с использованием образных средств русского языка; отвечать на вопросы по прочитанному тексту |
Сюжет и герои художественного произведения |
Коммуникативные УУД: высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Познавательные УУД: излагать содержание прочитанного текста выборочно; строить рассуждения. |
5 |
15.01
18.01
20.01
22.01
25.01 |
|
56-59 |
В.Г.Короленко. «Слепой музыкант». Тема становления человеческого характера |
Развивать навыки аналитического чтения; обучать составлению характеристики героя и работе с планом. |
Сюжет композиция
повесть |
Уметь пересказывать прозаическое произведение с использованием образных средств русского языка; отвечать на вопросы по прочитанному тексту |
Пейзаж и его композицион-
ная роль в повести |
Коммуникативные УУД: высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Познавательные УУД: излагать содержание прочитанного текста выборочно; строить рассуждения. |
4 |
27.01
29.01
1.02
3.02 |
|
60-62 |
И.С .Шмелев «Лето Господне»(главы из романа) Рождение религиозного чувства у ребенка.ребенок и национальные традиции |
Развивать навыки аналитического чтения; обучать составлению характеристики героя и работе с планом. |
Роман,
тема и идея произведения |
Знать средства раскрытия характеров действующих лиц (поступки, портрет, авторская оценка) |
Национальные традиции в главах романа |
Личностные УУД:
формировать уважение к религиозному чувству человека.
Познавательные УУД: осуществлять анализ; устанавливать причинно-следственные связи. |
3 |
5.02
8.02
10.02
|
|
63-66 |
М.Карим «Радость нашего дома».Дружба детей, любовь и душевное тепло взрослых, помогающие перенести невзгоды.Война как воплощение зла. |
Развивать навыки аналитического чтения; обучать составлению характеристики героя и работе с планом. |
Тема и идея произведения |
Знать понятия сопоставление, противопоставление»; средства раскрытия характеров действующих лиц (поступки, портрет, пейзаж, авторская оценка) |
Трагические мотивы повести, юмористические и лирические страницы повести. |
Личностные УУД: формировать гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну.
Регулятивные УУД: выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ. Коммуникативные УУД: аргументировать свою точку зрения.
Познавательные УУД: учиться основам реализации проектно-исследовательской деятельности; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета |
4 |
12.02
15.02
17.02
19.02 |
|
67-70 |
Ю.Казаков. «Тихое утро». Испытание Яшки критической ситуацией - основное сюжетное событие. |
Развивать навыки аналитического чтения; обучать составлению характеристики героя и работе с планом. |
Юмор в рассказе |
Знать понятия сопоставление, противопоставление»; средства раскрытия характеров действующих лиц (поступки, портрет, пейзаж, авторская оценка) |
Трагические мотивы повести, юмористические страницы повести. |
Знать понятия сопоставление, противопоставление»; средства раскрытия характеров действующих лиц (поступки, портрет, пейзаж, авторская оценка) |
4 |
22.02
26.02
1.03
3.03 |
|
71-74 |
Л.Касиль
«Кондуит и Швабромания».Страна, придуманная детьми.Конфликт между взрослыми и детьми.Образы главных героев |
Развивать навыки аналитического чтения; обучать составлению характеристики героя и работе с планом. |
Фантастика,
Приключение,
юмор |
Знать содержание прочитанного литературного произведения.
Воспринимать текст литературного произведения |
|
Коммуникативные УУД: работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Познавательные УУД: учиться основам реализации проектно-исследовательской деятельности; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. |
4 |
5.03
10.03
12.03
15.03 |
|
75-78 |
С.П.Алексеев
«История крепостного мальчика». |
Развивать навыки аналитического чтения; обучать составлению характеристики героя и работе с планом |
повесть как литературный жанр. |
Знать содержание прочитанного литературного произведения.
Воспринимать текст литературного произведения |
Исторические приметы эпохи в повести |
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.
Познавательные УУД: осуществлять анализ
Личностные УУД: формирование эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других.
|
4 |
17.03
19.03
2.04
5.04 |
|
79-82 |
В.Астафьев |
Развивать навыки аналитического чтения; обучать составлению характеристики героя и работе с планом |
рассказ как литературный жанр. |
Знать содержание прочитанного литературного произведения.
Воспринимать текст литературного произведения |
Приключенческая основа рассказа |
Коммуникативные УУД: работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Познавательные УУД: учиться основам реализации проектно-исследовательской деятельности; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета |
4 |
7.04
9.04
12.04
14.04 |
|
83-84 |
Ф.Искандер.
«Мальчик и война»
Картины братоубийственной войны. Мир взрослых как мир жестокости и насилия. Образ нищей старухи, кормящей бездомных собак. |
Развивать навыки аналитического чтения; обучать составлению характеристики героя и работе с планом |
рассказ как литературный жанр |
Знать содержание прочитанного литературного произведения.
Воспринимать текст литературного произведения, уметь анализировать прочитанное |
Мир детства и мир взрослых в литературе |
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.
Познавательные УУД: осуществлять анализ
Личностные УУД: осуществлять рефлексию.. |
2 |
16.04
19.04 |
|
Наедине с поэтом. Стихи о природе – 16 часов. |
85-86 |
А.С Пушкин |
Развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворения. |
Ямб, хорей, размеры стиха |
Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение). |
Любовь поэтов к родной природе как выражение их патриотических чувств и глубокого восприятия красоты окружающего мира.
Сведения о жизни и творчестве поэтов, тематику стихотворений. Одухотворенность природы, единство в ней человека.
Философская глубина, афористичность стихотворений поэта.
|
Называть поэтов, которые в стихотворениях воспевали красоту природы.
Владеть монологической и диалогической речью; выбирать и использовать выразительные средства языка.
Анализировать, высказывать свою точку зрения. Выразительно читать произведение; формулировать тему, идею, проблематику; выражать свою точку зрения.
Познавательные УУД: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; давать определения понятиям.
Познавательные УУД: давать определения понятиям. |
2 |
21.04
23.04 |
|
87-88 |
Ф.И.Тютчев |
Развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворения |
размеры стиха |
Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение). |
2 |
26.04
28.04 |
|
89-90 |
А.А.Фет |
Развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворения |
размеры стиха |
Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение). |
2 |
30.04
3.05 |
|
91-92 |
Н .Бараташвили. |
Развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворения |
размеры стиха |
Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение). |
2 |
5.05
7.05 |
|
93-94 |
С.А.Есенин |
Развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворения |
размеры стиха |
Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение). |
Любовь поэтов к родной природе как выражение их патриотических чувств и глубокого восприятия красоты окружающего мира.
Сведения о жизни и творчестве поэтов, тематику стихотворений. Одухотворенность природы, единство в ней человека.
Философская глубина, афористичность стихотворений поэта.
|
Регулятивные УУД: выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ.
Коммуникативные УУД: работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. |
2 |
10.05
12.05 |
|
95-96 |
Н.А.Заболоцкий |
Развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворения |
размеры стиха |
Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение). |
2 |
14.05
14.05 |
|
97-98 |
Б,Л.Пастернак |
Развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворения |
размеры стиха |
Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение). |
2 |
17.05
19.05 |
|
99-100 |
Н.М.Рубцов |
Развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворения |
размеры стиха |
Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение). |
Любовь поэтов к родной природе как выражение их патриотических чувств и глубокого восприятия красоты окружающего мира.
Сведения о жизни и творчестве поэтов, тематику стихотворений. Одухотворенность природы, единство в ней человека.
Философская глубина, афористичность стихотворений поэта.
|
Регулятивные УУД: выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ.
Коммуникативные УУД: работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
|
2 |
21.05
24.05 |
|
Повторение и обобщение изученного в 5 классе – 5 часов. |
101-104 |
Резервные уроки |
|
|
|
|
|
4 |
26.05
28.05
31.05 |
|
105 |
Итоговый урок. Список |
литературы |
на лето. |
|
|
|
1 |
|
|