Образовательная программа по предшкольной подготовке

 

 

                      Бюджетное муниципальное общеобразовательное учреждение

      "Ахтубинская средняя общеобразовательная школа"

        Красноярского  района Астраханской области                                                  

 

Образовательная программа по предшкольной подготовке

 

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ «ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОРА» ПОД РЕДАКЦИЕЙ Н.Ф. ВИНОГРАДОВОЙ

 

           

В настоящее время в территориях отрабатываются различные модели организации предшкольного образования. Все более востребованной в практике становится модель организации групп предшкольной подготовки детей 5-7 лет на базе дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, общеобразовательных школ.

  При организации предшкольного образования на базе нашей школы мы опирались на рекомендации Министерства образования, культуры и спорта Ленинградской области:

   1.  При  построении  образовательного  процесса установили  учебную нагрузку, руководствуясь    Инструктивно-методическим    письмом   Министерства    образования Российской Федерации от 14.03.2000 года № 65/23-16 «О гигиенических требованиях и максимальной   нагрузке   на  детей дошкольного  возраста  в  организованных   формах обучения»;

2.  При построении образовательного процесса использовали методики и содержание дошкольного образования, которые разрабатываются с учетом психофизиологических закономерностей развития детей 5,5 -7 лет;

3.   Приняли во внимание,  что содержание предшкольного образования не дублируют программы начальной школы.

Программа обучения и развития детей 5 лет «Предшкольная пора» Виноградовой Н.Ф. определяет две важнейшие цели:

      Социальная цель дать теоретический и практический материал, позволяющий всем участникам педагогического процесса (учителям, логопедам, психологам, родителям) способствовать постепенному вхождению ребенка 6,6 мес. – 7 летнего возраста в школьную жизнь и комфортной его адаптации, формирование у него чувства защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающему миру.

     Педагогическая цель   занятия не  строятся по типу классно-урочной системы, а в соответствии с логикой психического развития дошкольников: мышления, воображения, внимания, объяснительной речи; произвольности процессов; ценностного отношения к окружающему миру и к себе.

        Задачи проекта:

  • использовать новые организационные способы привлечения детей старшего дошкольного возраста, не посещающих ДОУ, а также всех детей этого возраста, имеющих трудности в развитии, к качественному предшкольному обучению;
  • содействовать более легкому включению детей-первоклассников в школьную жизнь;
  • пополнить и систематизировать знания детей, вовлекая их в игровые, познавательно-развивающие занятия;
  • оказывать квалифицированную, консультативную и практическую помощь родителям, имеющим детей семилетнего возраста, способствовать формированию у родителей потребности в частом индивидуальном общении с педагогами школы, специалистами и детьми;
  • формировать у детей чувство защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающему миру в переходный период.

            Программа создается для решения следующих важных вопросов:

  • безболезненное вхождение и комфортное адаптация в социум школы;
  • смещение акцента мотивации от игровой и внешней к школьной;
  • психологическое обследование и диагностика речевой деятельности;
  • определение уровня подготовленности детей к школе;
  • медицинское обследование детей узкими специалистами;
  • лечение нуждающихся на дневном стационаре.

 Организация подобной группы отвечает потребностям сегодняшнего уровня общественной жизни детей – будущих первоклассников, их родителей по смягчению периода адаптации к школе, поиску новых технологий для вовлечения детей этого возраста в педпроцесс, способствует созданию условий для стирания граней между домашними детьми и детьми, посещавшими ДОУ.

 Обратили внимание, что содержание образовательного процесса должно быть направлено  не на обучение и пополнение запаса знаний,  умений  и навыков,  а на формирование   у   детей   школьно-значимых   функций   и  умений   (любознательности, творческого     воображения,    коммуникативности,    речи,    мышления,     произвольного внимания,  памяти   и  др.),   развивая   их   в  специфичных   для   этого   возраста  видах деятельности и обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования»);

Прием детей осуществлялся по заявлению родителей, медицинскому заключению (медицинская справка) с приложением копии свидетельства о рождении ребенка. Между администрацией школы (в лице директора) и родителями или лицами, их заменяющими, были заключены договора на образовательные услуги.

 

До открытия группы в школе была подготовлена необходимая предметно-образовательная среда. Она включает: помещение для занятий и совместной деятельности детей.

Организация подобной группы отвечает потребностям сегодняшнего уровня общественной жизни детей – будущих первоклассников, их родителей по смягчению периода адаптации к школе, поиску новых технологий для вовлечения детей этого возраста в педпроцесс, способствует созданию условий для стирания граней между домашними детьми и детьми, посещавшими ДОУ.

 

В основу отбора содержания легли следующие принципы:

  • учет возрастных и индивидуальных особенностей;
  • практическая направленность;
  • занимательность;
  • наглядность и др.

Основные направления работы:

  • формирование общих представлений детей об окружающем мире, развитие познавательных процессов;
  • развитие психических процессов;
  • развитие общей и ручной моторики;
  • коррекционно-развивающее направление: диагностика неречевых процессов; обследование устной речи.

 

 Прогнозирование навыков обученности.

К концу занятий в группе дети должны иметь представление:

  • о правилах поведения в общественных местах (школе, библиотеке, магазине, в транспорте и т.д.);
  • о строении своего тела (ориентироваться лево-право, относительно других людей);
  • о растительном и животном мире разных частей света.

Дети должны иметь обобщенное представление:

  • о животных и растениях;
  • о сезонных явлениях.

Дети должны уметь:

  • устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
  • слышать вопрос и логически завершенно отвечать на него.

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ДЛЯ ПРЕДШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ценностные ориентиры начального образования:

O  формирование гражданской идентичности - чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества;

O  восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры каждого народа

O   формирование гражданской идентичности - чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества;

O  восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры каждого народа

O  формирование уважения к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников; готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию,

O  развитие широких познавательных интересов, инициативы  и любознательности, мотивов познания и творчества;

O  формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

O  развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты;

O  формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

O  формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

O  формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

O  формирование установок на здоровый образ жизни;

O  формирование нетерпимости и умения противодействовать  действиям и влияниям; представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности  личности и общества в пределах своих возможностей;

 

Связь предшкольного и начального образования

Общие цели:

·         создание условий гармоничного развития личности

·         обеспечение готовности ребенка к школьному обучению

·         преемственность  ступеней образования

 

Виды универсальных учебных действий

Личностные:

u  Самоопределение

u  Смыслообразование

u  Нравственно - этическое

Регулятивные:

u  Целеполагание

u  Планирование

u  Прогнозирование

u  Контроль (волевая коррекция саморегуляции)

u  оценка

Познавательные:

u  Общеучебные

u  Логические

u  Постановка и решение проблемы

Коммуникативные:

u  Планирование учебного сотрудничества

u  Постановка вопроса

u  Построение речевых высказываний

u  Лидерство и согласовывание действий с партнером

 

Предшкольная ступень образования:

 

УУД

Результаты развития УУД

Значение для обучения

Личностные –самоопределение и смыслообразование

ВПШ (внутренняя позиция школьника)

Мотивация УД

Общепознавательные и коммуникативные

Преодоление эгоцентризма и децентрация в мышлении и межличностном взаимодействии

Предпосылки формирования понятия числа.

Условие освоения математики

Общепознавательные знаково-символические

Дифференциация планов – знак-символ

Предпосылка и условие успешности

овладения чтением (грамотой) и письмом

Регулятивные УУД

Произвольность поведения – действие по образцу и правилу

Направленность на овладение эталонами

обобщенных способов действий

Коммуникативные УУД

Коммуникация как общение, кооперация, условие осознания и усвоения

Развитие учебного сотрудничества

с учителем и сверстниками. Осознание и усвоение

учебного содержания

 

 

Структура Программы развития УУД

 

u  Определение возрастной формы УУД

u  Выявление условий и факторов развития УУД

u  Разработка системы типовых диагностических задач для оценки сформированности УУД

u  Разработка рекомендаций по формированию УУД:

                1. организация ориентировки в выполнении УУД

                2. организация сотрудничества и совместной деятельности

                3. организация усвоения УУД

u  Выявление связи с учебными предметами

 

Критерии (показатели) сформированности внутренней позиции школьника:

 

·         положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, т.е. в ситуации необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания;

·         проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что проявляется, во-первых,  в предпочтении уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа; во-вторых, в наличии адекватного  содержательного представления о  подготовке к школе;

·         предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, положительное отношение к школьной дисциплине, направленной на поддержание общепринятых норм поведения в школе; предпочтение социального способа оценки своих знаний – отметки  дошкольным способам поощрения (сладости, подарки) (Д.Б.Эльконин, А.Л.Венгер, 1988).

 

Интегральный показатель -  сформированность внутренней позиции школьника

 на 7-м году жизни:

O  отрицательное отношение к школе и поступлению в школу.

O  положительное отношение к школе при отсутствии  ориентации на содержание школьно-учебной действительности (сохранение дошкольной ориентации). Ребенок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни.

O  возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни, по сравнению с учебными.

O  сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни.

 

Мотивы, характерные для перехода от предшкольного

к начальному образованию

 

v  Широкие социальные мотивы (потребность в социально-значимой деятельности, мотив долга)

v  «Позиционный мотив», вязанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими

v  «Внешние» мотивы ( власть и требования взрослых, утилитарно-прагматическая мотивация и т.д.)

v  Игровой мотив.

v  Мотив получения высокой оценки.

 

Принципы работы с детьми в группе предшкольного образования

 

  Образовательная деятельность данной группы строится с учетом принципов современного образования:

    самоценность дошкольного детства, полнота реализации возможностей ребенка, развитие интеллектуальных, коммуникативных, физических ихудожественных способностей ребенка;

    гуманизация образовательного процесса: признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью, уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка, ориентация на личность;

    средовый подход: использование возможностей социокультурной среды;

    принцип социальной адекватности, предполагающий учет разнообразного влияния окружающей социальной среды;

    принцип педагогической поддержки: оказание помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешностью в дальнейшем обучении.

 

 

 

 

 

 

    Учебный план группы предшкольного образования составлен с учетом соблюдения норм максимальной нагрузки воспитанников – 10 ч в неделю при пятидневной неделе.

  Группа предшкольного образования работает по программе обучения и развития детей 6 лет «Предшкольная пора» Н.Ф.Виноградовой

 

Структура программы /Пояснительная записка/

      Программа определяет те знания и умения, которыми должен овладеть каждый ребенок для успешного интеллектуального и социального развития, адаптации к школьному обучению. В ней выделяются пять разделов, отражающих основные линии развития ребенка-дошкольника в результате его обучения: «Познаем других людей и себя», «Познаем мир», «Учимся думать, рассуждать, фантазировать», «Учимся родному языку», «Учимся рисовать», «Играем и фантазируем». Вместе с тем вы деление разделов программы достаточно условно, так как ее особенностью является взаимосвязь всех разделов: реализация основных задач идет на разном содержании и с использованием разных средств обучения.

Ведущей деятельностью при подготовке детей к школе является игра. В игре ребенок очень быстро постигает возможности замены реального предмета игрушкой или схематическим изображением. Таким образом, игра на этом этапе становится символической по своему существу.

Символическая игра – употребление ребенком символов, является одной из ступеней в развитии его мышления. Благодаря использованию символов, у ребенка формируется классифицирующее восприятие, развивается содержательная сторона интеллекта.

Игровая деятельность способствует развитию произвольного внимания и произвольной памяти.

Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает ребенка в игре к целенаправленному, сосредоточенному запоминанию.

Большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого ребенка, включенного в нее, определенной способности к коммуникации. Возникающая в процессе игры потребность понимать словесные инструкции своих товарищей стимулирует его развитие речи.

В игре ребенок учится использовать обобщенные значения слов, впервые открывает для себя отношения, существующие между людьми, начинает постигать определенные правила, принятые в обществе.

Наряду с игрой существенную роль в психическом развитии детей старшего дошкольного возраста оказывает продуктивная деятельность – рисование, лепка, аппликация, конструирование. Каждая из перечисленных выше работ характеризуется направленностью на получение продукта, обладающего определенными заданными качествами. От ребенка требуется умение добиваться нужного результата даже в том случае, если сам процесс его мало привлекает.

Анализ психических особенностей развития детей старшего дошкольного возраста, их деятельности, результаты экспериментальной работы позволили определить содержание систематической подготовки к обучению, которое направлено на выявление индивидуальных возможностей ребенка, на развитие его интеллектуальной и эмоционально – волевой сферы.

Программа предшкольной подготовки состоит из следующих разделов:

    Раздел «Познаем мир» направлен на расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде. Особое внимание уделяется осознанию дошкольником ярких, легко воспринимаемых характерных особенностей объектов природы (внешний вид, передвижение, питание и др.). Развиваются познавательные интересы будущего первоклассника, его умение использовать полученные знания в конкретной деятельности (речевой, изобразительной, художественной и др.), усваиваются правила поведения в природе и обществе. Одной из задач освоения содержания этого раздела является подготовка к изучению предметов начальной школы, прежде всего «Матема­тики» и «Окружающего мира». Например, особое внимание уделяется выделению математических характеристик предметов окружающего нас мира {число, последовательность, пространственные ориентировки и др.)

В основу подготовки малышей к обучению положены непосредственные наблюдения в природе, действия с предметами, осуществляемые в естественной для детей данного возраста занимательной, игровой форме. Эта деятельность дополняется рисованием, раскрашиванием, вырезанием фигур, лепкой и т.д. При этом большое внимание уделяется формированию таких важных умений, как умение выделять свойства предметов (форма, цвет, размеры), находить их общие и отличительные признаки, фиксировать состояние предмета и его смену (явление). Таким образом, осуществляется накопление фактических знаний и опыта познавательной деятельности, необходимых для успешного освоения программы начальной школы.

Для организации наблюдений в природе последовательность рассмотрения отдельных вопросов курса в процессе преподавания может быть изменена по сравнению с порядком их изложения в программе.

Наши друзья – животные. Домашние животные. Животные нашей местности. Бабочки и жуки, их распознавание на рисунках и в природе, раскрашивание изображений.

Наблюдение за поведением воробьев, галок, ворон и других птиц ближайшего природного окружения (особенности передвижения, питания, издаваемых звуков, взаимоотношения с другими птицами и т.д.). Разнообразие птиц, сравнение их по размеру и окраске.

Лепка и раскрашивание изображений рыб, птиц, зверей, распознавание их на рисунках и в природе.

Лягушка, улитки, черви – тоже животные. Необходимость бережного отношения к ним.

Зеленые чудо – растения. Растения нашей местности, распознавание их в природе. Декоративные растения: раскрашивание изображений, рисование, изготовление аппликаций. Лепка из пластилина овощей и фруктов, различающихся размерами, формой, цветом. Выращивание детьми растений из семян.

Круглый год. Наблюдения сезонных изменений в природе. Времена года.

К концу подготовительной ступени дети должны:

– распознавать на рисунках и в природе изученные растения и животные;

– перечислять в правильной последовательности времена года.

 

   Раздел «Учимся думать, рассуждать, фантазировать» включает знания и умения, являющиеся средством развития мышления и воображения. Особое внимание уделяется осознанию детьми некоторых доступных связей (причинных, временных, последовательных) между предметами и объектами окружающего мира, а также развитию моделирующей деятельности как основы для формирования наглядно-образного, а затем и логического мышления. В данном разделе представлены знания и умения, обеспечи­вающие специальную подготовку к учебным предметам начальной школы, прежде всего к «Русскому языку», «Математике», а также «Окружающему миру». Так, подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях:

•   формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе;

•   логическая пропедевтика, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа;

•   символическая пропедевтика — подготовка к оперированию знаками.

В математическом содержании предшкольного обучения объединены следующие линии:- арифметическая (числа от 0 до 10), цифра и число

 геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости, в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.)

 содержательно – логическая, построенная, в основном, на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.

- ориентировка в пространстве

Учить детей ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, учебная сказка, страница тетради, книги и т. д.); располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (вверху, внизу,  выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, между, рядом и др.).

Познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой. Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы. Учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева право, справа налево, снизу вверх, сверху вниз', самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).

- ориентировка во времени

Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичное - , необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года. Учить пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, те, в одно и то же время.

Развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем; различать длительность отдельных временных интервалов (I минута, 10 минут, 1 час). Учить определить, время по часам с точностью до 1 часа

 

К концу предшкольной подготовки дети должны:

– знать названия однозначных чисел, уметь считать до 10 и в обратном порядке, определять, где предметов больше (меньше), определять число предметов заданной совокупности и устно обозначить результат числом;

– знать название основных геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, круг), различать их, находить их прообразы в окружающей действительности;

– проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные операции (сравнивать объекты, указывая сходство и различать, проводить классификацию предметов по заданным признакам, выявлять несложные закономерности и использовать их для выполнения заданий и др.).

 

    Раздел «Учимся родному языку» обеспечивает обогащение активного словаря ребенка, связной речи, формирование умений составлять описательный, повествовательный рассказ, рассказ-рассуждение. Особое внимание уделено специальной подготовке к изучению русского языка в школе, обучению чтению и подготовке руки ребенка к письму. Большое внимание уделяется развитию фантазии, воображения, словесного творчества ребенка.

Раздел «Учимся рисовать». Содержание этого раздела направлено на развитие графической деятельности детей, включающей рисование, копирование образцов (букв, цифр, геометрических фигур и др.), и способствует формированию ряда умений, которые можно объединить в несколько блоков:

•   пространственная ориентировка;

•  умение анализировать форму предмета и изображения;

•   развитие воображения;

•  освоение ряда специфических средств художественной выразительности.

Развитие связной речи происходит посредством обогащения и совершенствования грамматического строя языка ребенка, осуществляется переход от ситуационной к контекстной форме речи. На данном этапе возрастает регулирующая функция речи в поведении ребенка; формируется внутренняя речь, которая становится основой речевого мышления; начинается осознанная работа над словарным составом речи и звуковым составом слова, ведется подготовка к чтению и письменной речи.

При подготовке к обучению грамоте формируется готовность связно говорить на определенные темы, осознавать на элементарном уровне, что такое речь, каково ее назначение и особенности.

Подготовка к обучению чтению построена на развитии фонематического слуха детей, на отчетливом и ясном произношении звуков, слогов, слов, на выделении предложений и слов из речи.

Если при подготовке к обучению чтению и при работе над совершенствованием связной устной речи в основе лежат слуховые отношения, то при подготовке к обучению письму преобладают технические действия.

Подготовка к обучению к письму – процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки, развиты координация движения, восприятие, внимание, память, мышление.

При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движение глаз и руки совершается в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно.

Развитие связной устной речи включает в себя обучение правильному литературному произношению, развитие творческого воображения и образного мышления.

Укрепление и развитие артикуляции предполагает обучение детей четкому произношению слов и фраз; формированию умений менять силу, высоту голоса (мелодия, интонация, темп речи, паузы), обучение правильному использованию интонационных средств. Важно развивать у детей внимание и интерес к слову, к его эмоциональной окраске на основе сказок, стихотворений.

Разучивание загадок, скороговорок, пересказ сказок с опорой на иллюстрации, понимание смысловых значений слов способствует развитию интереса к самостоятельному словесному творчеству.

Подготовка к обучению чтению: выделение из речи слов, звуков; знакомство с правильным произношением звуков; выделение звуков из слов типа: “ау”, “уа”, “ум”, “дом”, “сыр”, “кот”, “кит”, и т.п. по порядку; выделение звуков в начале, в конце и в середине слова.

Подготовка к обучению письму: подготовка пишущей руки к письму с помощью обведенных по контуру узоров и рисунков, предметов различной конфигурации, составление узоров по аналогии и самостоятельно; знакомство с правилами письма – с правильной посадкой при письме, с положением листа, карандаша (ручки) при работе в тетради; работа в ограниченном пространстве (в рабочей строке); знакомство с контуром предмета и его особенностями; развитие образного и творческого мышления; моделирование и конструирование предметов из элементов различной конфигурации.

К завершению подготовки к обучению дети должны:

– правильно произносить все звуки;

– выделять из слов звуки;

– отчетливо и ясно произносить слова;

– выделять слова и предложения из речи;

– раскрывать смысл несложных слов;

– давать описание знакомого предмета;

– пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям;

– составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;

– работать на листе бумаги сверху вниз, слева направо.

 

Дата последнего обновления страницы 13.07.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения